Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сайт автоматизированной системы Свердловской области"Доступная Среда" ссылка
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная
среда" ссылка
Федеральный закон от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»ссылка
Постановление Правительства Свердловской области от 28.01.2015 г. №41-ПП «О мерах по формированию доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности в Свердловской области» (с изменениями на 09.09.2015г.)ссылка
Постановление Правительства РФ от 17.06.2015г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными ОИВ. ОИВ субъектов РФ, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» (с изменениями и дополнениями)ссылка
Постановление Правительства Свердловской области от 22.09.2015 № 844-ПП «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области» (с изменениями на 20.08.2020г.)ссылка
Постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014 № 70-ПП (ред. от 12.05.2017) «О координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области». И "Положение о комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области»ссылка
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Обутверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи(с изменениями на 18 августа 2016 года)ссылка
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)»ссылка
СП 138.13330.2012 «Общественные
здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»ссылка
Конвенция ООН о правах инвалидовссылка
Конституция РФссылка
Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности ссылка
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ созданы условия для проведения
коррекционной работы с детьми.
Оснащены 3 логопедические
кабинета: имеется зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала
для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья
детские; учебно-методические пособия. Предназначен для проведения
диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных
занятий учителя-логопеда с детьми.
Музыкальный зал предназначен для
решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён оборудованием:
фортепиано, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой
и дидактическими играми.
Физкультурный зал,обеспеченный
необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются в
количестве, рассчитанном по числу детей в группах: мячи разных размеров,
обручи, коврики, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование
и материалы и т.д. Зал обеспечен лавочками, лестницами.
Кабинет педагога-психолога,который
включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с
детьми (мебель детская, малогабаритный мягкий диван, ковер, аудиоаппаратура,
музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к
диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной
дифференциацией); пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой стол,
стулья, литература по проблемам возрастного развития детей); профессиональная
зона для организационно-планирующей работы психолога (письменный стол, стул,
компьютер, шкаф для хранения документации и дидактического материала).
Методический кабинет, обеспеченный
программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического
процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из
опыта работы педагогов ДОУ, компьютер для ведения документации и работы с
педагогами. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для педагогов, с
принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить дидактический материал к
педагогическому процессу и документацию, имеется мультимедийное оборудование.
ФОТО Специально оборудованныеучебные помещения
ФОТО Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
ФОТО Зона ожидания для родителей
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления
образовательной деятельности в МБДОУ – детском саде компенсирующего вида №
253функционируют объекты для проведения практических занятий:
·
групповые помещения (5)
·
кабинет педагога-психолога (1)
·
музыкальный зал совмещенный со
спортивным
·
логопедические кабинеты (3)
·
кабинет учителя-дефектолога (1)
оборудованных для проведения
практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В групповой ячейке
каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для
одежды и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории,
оборудованная песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом. Оборудование
основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает
гигиенические и педагогические требования. В помещениях и на прогулочном
участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая
предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками,
учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде хорошо
разграниченных центров (центр природы, центр книги, центр изобразительной
деятельности, центр безопасности, центр театрализованных игр, центр
двигательных игр, центр сюжетно – ролевых игр, центр конструирования и др.),
оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация
пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия,
чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно
организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей
детей.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного
активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности:
игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной,
экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образом предметно –
развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и
желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете.
МБДОУ - детский сад
компенсирующего вида № 253 располагает библиотекой в которую входят
нормативно-правовые документы, методическая литература для организации
образовательной деятельности и взаимодействия с семьями воспитанников,
художественная литература, хрестоматии, энциклопедии, справочная литература.
В группах оборудованы библиотеки, оснащенные методической
литературой и детской художественной литературой, необходимой для реализации
ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
По состоянию на 01.01.2022г. в МБДОУ – детском саде компенсирующего вида № 253 инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в специальных приспособлениях в библиотеке, отсутствуют.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации АООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
печатные- учебники, пособияи др.;
электронные- мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные- слайды, обучающие видеофильмы и т.д.;
наглядные плоскостные- плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
демонстрационные- муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные- спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания не предусматриваю наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), входная площадка имеет навес, домофон при входе. Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.
В здании, на
территории ДОУ установлены таблички шрифтом Брайля с указанием названий
кабинетов/помещений, тактильные мнемосхемы. Лестницы промаркированы желтой
сигнальной лентой.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория асфальтирована или имеет твердое покрытие.
Специальные условия питания
Специальные условия охраны здоровья
Планирование
и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух
направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется персоналом ДГП№ 13
Медицинский
блок состоит из:
·Медицинский кабинет.
·Процедурный кабинет.
Медицинский
кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям.
В
образовательном учреждении с целью охраныздоровья воспитанников
проводятся следующее мероприятия:
·
проведение профилактических осмотров;
·
осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием
воспитанников и уровнем их заболеваемости;
·
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного
учреждения;
·
осуществление контроля за физическим,гигиеническим воспитанием детей,
проведением закаливающих мероприятий;
·
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сайт адаптирован для слепых обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями зрения. Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (обучающимся с ТНР, ЗПР, у/о) открыт доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным ресурсам.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
ФОТО Доступ к информационным системам иинформационно-телекоммуникационным сетям
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья доступ к электронным образовательным ресурсам открыт.
Проект «ОнлайнДетскийСад» транслируется в сети Интернет,ссылка
Общедоступные бесплатные цифровые ресурсы
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы для педагогов и родителей
1.http://www.gallery-projects.com/Журнал "Детский сад будущего"включает: опыт педагогов, педагогических коллективов и
управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов; набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ; разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков; новые идеи и интересные находки Ваших коллег.
2.http://koshki-mishki.ru/Детский развлекательно-развивающий сайт"Кошки - мышки"
3.https://www.smeshariki.ru/Детский развивающий сайт для взрослых и детей "Смешарики"
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ - детском саде компенсирующего вида № 253 имеются
следующиеспециальные технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользованиядля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийный проектор;
- компьютеры, ноутбуки;
- принтеры, сканеры.