Рабочая программа педагога дополнительного образования «Звукарики»
В настоящее время требования к образовательному процессу
основываются на федеральных государственных образовательных стандартах
дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка
и максимальной индивидуализации. Многие проблемы и трудности в обучении кроются
в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением
психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности
познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным
социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается
целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция
и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений
развития. Современный этап развития
системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности
с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения
характеризуется повышением требований к организации и осуществлению
коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в
общество. Необходимость создания
рабочей программы «Звукарики» обусловлено возросшим количеством детей с
нарушениями речевого развития и невозможностью получения данной услуги в
детском саду, который посещает ребенок (недостаточный кадровый потенциал, отказ
родителей оформить документы на посещение логопункта) .
Данная Программа коррекционной
образовательной деятельности
учителя-логопеда составлена на два
учебных года и предназначена для детей 3
– 7 лет с различными речевыми патологиями (ФНР,
ФФНР, ОНР и др.).
Рабочая
Программа разработана в соответствии с
·
Конвенцией ООН
о правах ребенка;
·
Декларацией
прав ребенка;
·
Законом 273 ФЗ
РФ «Об образовании»,
·
согласно
нормативам «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13; СанПиН 2.4.2.3286-15,
утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26.
·
Содержание
рабочей программы соответствует Федеральным государственным стандартам,
установленным в соответствии с требованием ст. 12, ст. 2 «Закона об образовании»,
·
Уставу МБДОУ №
253
Рабочая программа разработана на
основе программ:
1.Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).
2.Нищева Н.В.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в
соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016.
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и
лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и
навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и
др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
В процессе коррекционного
процесса решаются следующие задачи:
Ø раннее выявление и
своевременное предупреждение речевых нарушений;
Ø преодоление недостатков в речевом развитии;
Ø воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие
слухового восприятия;
Ø нормализация
звукопроизношения и слоговой структуры слова;
Ø развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Ø развитие лексико-грамматических категорий и связной речи
(монологической и диалогической речи).
Основной формой работы с детьми является игровая
деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все занятия проводятся индивидуально с одним
ребенком. Все занятия в соответствии с Рабочей программой носят игровой
характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда
«Звукарики» является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского
языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению
в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.