Рабочая программа для детей 4-5 лет с ОНР
Рабочая программа разработана в соответствии с адаптированной образовательной
программой МБДОУ и отражает особенности содержания и организации
образовательного процесса в группе среднего дошкольного возраста.
Содержание Программы разработано с учетом программ дошкольного
образования: «От рождения до школы».
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под
ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Соответствует ФГОС ДО,
2014 г.)
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищева. (Издание третье,
переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, 2014 г.)
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи.– Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., М.:Просвещение, 2008: 1. «Программа
логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у
детей». Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; 2. «Программа логопедической работы
по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы: Т.Б.Филичева,
Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития» под редакцией Шевченко С.Г., 2005 года издания.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в
дошкольной образовательной организации. Комплектование групп коррекционной
направленности осуществляется после тщательного
медико-психолого-педагогического обследования детей на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая устанавливает
(уточняет) диагноз и даёт рекомендации по выбору направлений
коррекционно-педагогической работы с ребёнком.
Дети с ОВЗ осваивают основную образовательную программу дошкольного
образования, адаптированную с учётом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и обеспечивающую коррекцию нарушений развития, и
социальную адаптацию.
Понятие «коррекция» определяется как производное от латинского
слова correctio— исправление. Коррекция рассматривается как система психолого-
педагогических мер, направленных на исправление и (или) ослабление недостатков
в психофизическом развитии. Под коррекционными воздействиями понимается не
только исправление дефектов у детей с ОВЗ, но и создание оптимальных
возможностей и условий для психического развития в пределах нормы.
Профессиональная коррекция нарушений в группах компенсирующей направленности -
это планируемый и особым образом организуемый процесс, основу которого
составляют принципиальные положения:
коррекционная работа включается во все направления деятельности
ДОУ;
содержание коррекционной работы — это система оптимальной
комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки,
направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического
развития дошкольников с ОВЗ.
Таким образом, цель коррекционной работы ДОО — создание оптимальных
психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи детям
этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного
образования.
Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ предполагает участие в нем каждого специалиста и руководителя ДОУ,
а именно, заведующего, заместителя заведующего по ВМР, учителя- логопеда,
учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры, младшего
воспитателя.
Цели и задачи реализации рабочей Программы.
Программа направлена:
·
на
создание условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказание ранней коррекционной помощи
на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной
степени способствующих получению дошкольного образования;
·
на
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Цель Программы:
Организация образовательной деятельности в дошкольном
образовательном учреждении как системы, обеспечивающей психолого-педагогическую
коррекцию нарушений в развитии ребенка (интеллектуальном, речевом,
эмоциональном, волевом, поведенческом и пр.) на основе создания оптимальных
условий для раскрытия его потенциальных возможностей и способностей, полноценного
всестороннего (социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
физического и художественно-эстетического) развития.
Цель реализуется через решение задач федерального государственного
стандарта дошкольного образования (далее ФГОС) и коррекционно- развивающих
задач, решение которых осуществляется в ходе освоения всех образовательных
областей.
Задачи воспитания и развития детей пятого года жизни
1.
Укреплять
здоровье, закаливать и развивать двигательную активность детей.
2.
Развивать
познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания,
обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.
3.
Воспитывать
самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.
4.
Укреплять
доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в
совместных делах.
5.
Развивать
творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой
деятельности.
6.
Обогащать
социальные представления о людях, о родном городе, стране.
Коррекционно-развивающие задачи
- своевременная диагностика
и профилактика отклонений в развитии
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
- организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на образовательно-познавательную
деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений
в развитии;
- коррекция и развитие высших психических процессов;
-развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и
психокоррекция его поведения;
- социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах;
- снятие симптомов тревожности, снятие психического напряжения с
помощью элементов игровой терапии.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе
человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к
решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего
отстаивать его.