Рабочая программа модуля "Речевое развитие для детей с ЗПР 6-7 лет"
Рабочая программа по
развитию речи детей
с задержкой психического развития детей
6-7 лет разработана в
соответствии с «Федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования»(Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013
года).
Рабочая программа по
развитию детей с
задержкой психического развития
подготовительной группы обеспечивает
разностороннее развитие детей
в возрасте от
4 до 7
лет с учетом
их возрастных и
индивидуальных особенностей
.
Данная программа разработана
в соответствии со
следующими нормативными документами:
·
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации»;
·
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования.
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ
Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
·
СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство
юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564)
·
Основной
общеобразовательной программы в группах компенсирующей направленности с
приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья.МБДОУ - детского сада компенсирующего вида № 253
Содержание программы разработано с учетом:
·
Программа
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.
·
Программа
Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению
общего недоразвития речи у детей»;
Комплектование групп коррекционной направленности осуществляется
после тщательного медико-психолого – педагогического обследования детей на
основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии(ПМПК), которая
устанавливает диагноз и дает рекомендации по выбору направлений
коррекционно-педагогической работы с детьми. Дети с ОВЗ осваивают основную
образовательную программу дошкольного образования, адаптированную с учётом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую
коррекцию нарушений развития, и социальную адаптацию.
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы:
Организацияи обеспечение
системы средств, оптимальных условий для устранения речевых недостатков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществления
своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального
благополучия посредством интеграции содержания образования и организации
взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных
трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием
психоречевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
1. Выбор оптимальных для
развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов
обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
2. Системное воздействие на образовательно-познавательную
деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений
в развитии;
3. Коррекция и развитие высших психических процессов;
4. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и
психокоррекция его поведения
5. Преодоление недостатков в речевом развитии, создание условий для
овладения ребенком всеми компонентами языковой системы:
·
Устранение
дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность
осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую
оболочку слова).
·
Уточнение,
расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПР.
·
Формирование
грамматического строя речи. Развитие связной речи старших дошкольников.
·
Формирование
предпосылок для овладения навыками письма и чтения.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с
ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи:
• сенсорное развитие,
соответствующее возрасту: освоение эталонов- образцов цвета, формы, величины,
эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина), материалов;
• освоение предметно-практической деятельности, способствующей
выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между
предметами (временных, пространственных, количественных);
• освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка,
аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному,
умственному, речевому развитию ребенка;
• накопление языковых представлений, развитие
фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
• уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
• формирование диалогической и монологической форм речи, развитие
навыков общения;
• развитие элементарных
математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
• формирование соответствующих возрасту навыков игровой
деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также
элементов учебной деятельности. Указанные задачи реализуются в программе
подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий.