Рабочая программа модуля социально-коммуникативного развития
Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого
происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными
человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в
проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское
сообщество как первый институт социализации ребенка.
Дошкольное детство характеризуется развитием перцептивных,
мнемических и элементарных мыслительных процессов, овладением сложными
манипуляциями и действиями с вещами, накоплением опыта поведения в различных
жизненных ситуациях. Этот период отличается интенсивным развитием речи, что, однако,
не исключает использования и более ранних, несловесных экспрессивных форм поведения: мимики,
жестикуляции, поз, интонации. Для этого периода характерно интенсивное освоение
культуры через игру, деятельность, общение. В этом возрасте ярко выражено символическое
начало в мышлении и поведении. Логическое мышление осуществляется в форме
усвоения конкретных операций: группировки предметов, обобщения и т.д. Эта
стадия имеет решающее значение для социализации ребенка, которая происходит уже
не только эмпирически (посредством накопления опыта поведения), но и
рационально - путем освоения основ морали и регулирования на этих основах
многообразных социальных связей и отношений.
В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального
развития ребенка особое внимание необходимо обращать на индивидуальные различия
в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень
чувствительности), эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и
эмоциональном поведении (способ реагирования). От того, как проявляется эта
триада, зависит успешность социализации, формирование личностных черт и
интеллектуальное развитие ребенка. Чувственное переживание эмоции одновременно
мотивирует человека на определенные действия: положительные эмоции способствуют
конструктивному взаимодействию.
Образовательная система - детский сад, определяет реализовать в
образовательном процессе триединую цель: воспитание культурного человека
(субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского
общества), творческой индивидуальности (субъекта деятельности,
саморазвития).
Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной
общеобразовательной программой –
адаптированной образовательной программой
МБДОУ, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), КрюковаС.В., Слободяник Н.П.: «Удивляюсь,
злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», «Давайте дружить», О.В. Хухлаева, О.М.Хухлаев,
И.М. Первушина «Тропинка к своему Я», локальными
актами учреждения.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности
педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в
работе с детьми от 4 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ. Рабочая программа включает в себя
организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ по основным
направлениям – физическому, социально - личностному,
познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Цель и задачи рабочей
программы:
Цель: Создание
условий для эмоционального развития, сохранения, укрепления психологического
здоровья каждого ребенка, его сознательного положительного самоотношения и отношения к другим людям, личностной
рефлексии, потребности в саморазвитии.
Задачи:
1. Помочь детям
адаптироваться в условиях детского сада.
2.Развивать
эмоциональную базу ребенка.
3.Обучение
положительному самоотношению и принятию других людей. 4.Обучение рефлексивным умениям.
5. Формирование
потребности в саморазвитии.
6.Развивать
нравственно - волевые качества личности ребенка в соответствии с возрастными и
индивидуальными способностями.
7.Содействовать росту и развитию ребенка.