Основная общеобразовательная программа - Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ - детского сада компенсирующего вида № 253 для детей с ТНР
Описание образовательной программы
Основная
общеобразовательная программа - адаптированная образовательная программа МБДОУ
– детского сада компенсирующего вида № 253 для обучающихся с ТНР
разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной
педагогики, педагогической и специальной психологии и разработана в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО), Федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с ТНР, с учетом "Комплексной
образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи" (Нищева Н.В. Издательство
"Детство-Пресс", 2021 год).
Нормативно-правовой
основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые
документы:
Указ Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон
от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Федеральный закон
от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»
Федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
Федеральная
образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования (утверждена приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022);
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);
Санитарные правила
и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года №2).
Санитарные правила
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года №28).
«Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31
июля 2020 г. N 373.
Устав МБДОУ -
детского сада компенсирующего вида № 253.
В ДОУ оказываются услуги
для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья от 4
до 8 лет.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
В соответствии с пунктом 1.9 ФГОС ДО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано
в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) программа
реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа состоит
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Целевой раздел Программы
включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы,
определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Целевой раздел Программы
включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы,
определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы
включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным
областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы,
способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
Программа
определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких
как:
1. Предметная
деятельность.
2. Игровая
(сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная
(общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также
такими видами активности ребенка, как:
восприятие
художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из
разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал;
изобразительная
(рисование, лепка, аппликация);
музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
двигательная
(овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Содержательный раздел
Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей
адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в общество.
Программа
коррекционно-развивающей работы:
1. Является
неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования обучающихся с ТНР в условиях дошкольных
образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает
достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3. Учитывает
особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с
ТНР, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа
обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся раннего
и дошкольного возраста с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной и компенсирующей направленности.
Организационный
раздел программы
содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с
ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных
государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане
воспитательной работы Организации.