Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Фольклорная студия

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Основные характеристики программы

4

1.1.

Адресат общеразвивающей программы

4

1.2.

4

1.3.

Характеристика
детей,
занимающихся
по
общеразвивающей программе
«Фольклорная
студия»
Объём общеразвивающей программы

1.4.
1.5.

Формы и режим проводимых занятий
Сроки реализации общеразвивающей программы

5
6

1

5

II.

Содержательный раздел

7

2.1.

Цель и задачи программы

7

2.2.

Учебный тематический план

10

2.3.

Календарный тематический план

15

2.4.

Планируемые результаты

23

III.

Организационно-педагогические условия

24

3.1.

Кадровое обеспечение

24

3.2.

Материально-техническое обеспечение

25

3.3.

Методическое обеспечение

21

3.4.

Формы аттестации

26

Список литературы

29

2

Пояснительная записка
Дополнительная
образовательная
программа
художественноэстетической направленности «Фольклорная студия» для детей дошкольного
возраста составлена с учетом авторской программы А.И.Бурениной
«Ритмическая мозаика» Санкт- Петербург.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена решение
одной из главных задач - обогащение творческого развития дошкольника и
раскрытие в нем яркой личности.
Дополнительная
образовательная
программа
художественноэстетической направленности «Фольклорная студия» (далее Программа)
обусловлена практической значимостью: музыкально-ритмические движения,
разученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности,
могут применяться в повседневной жизни, способствуют дальнейшей
мотивации для обучения в танцевально - хореографических студиях;
инструментальное
музицирование,
является
важным
источником
постижения системы средств музыкальной выразительности, познания
музыкальных явлений и закономерностей. Все это способствует развитию
тонкости и эмоциональности чувств.
Новизна
Программы
заключается
в
применение
здоровьесберегающих
технологий,
которые
создают
наиболее
благоприятные условия для сохранения физического и психического
здоровья ребенка, разностороннем воздействии на опорнодвигательный
аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
3

для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021
года №2);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года
№28).
1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1.

Адресат общеразвивающей программы

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от
4 до 7 лет. Принцип формирования групп – возрастной. Первый год
обучения – дети четырёх-пяти лет; второй год обучения- дети пяти-шести лет,
третий год обучения – дети шести-семи лет; количество детей в группе –
максимально 10 – 15 человек в соответствии с требованиями по охране
жизни и здоровья детей.
Программа учитывает условия, существующие в дошкольном
учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности
воспитанников и их родителей.
1.2.

Характеристика особенностей развития детей с общим
недоразвитием речи

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются
различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее
звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных
формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии,
дизартрии, заикании – в тех случаях, когда выявляются одновременно и
недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом
развитии. Ведущими признаками общего недоразвития речи являются:
позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и
фонемообразования.
Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств
внимания, недостаточная устойчивость внимания. При относительно
сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены
вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают
трех-четырехступенчатые инструкции, опускают некоторые их элементы,
меняют последовательность предложенных заданий. Обладая полноценными
предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их
4

возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления (с
трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением.
Многие из детей не поют, а говорят. Не справляются с пропеванием
звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных
произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с
музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Психолого–педагогические особенности детей с ТНР
1.3.

Объём общеразвивающей программы

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста
от 4 до 7 лет.
1.4.

Формы и режим проводимых занятий
Режим занятий (Учебный план)

п/п

Наименование
ПОУ

1. «Фольклорная
студия»

Старший дошкольный
возраст
с 5 до 6 лет
количествозанятий
нед
мес
год
2

8

64

Старший дошкольный возраст
с 6 до7 лет

нед.

мес

год

2

8

64

Календарный учебный график
Календарный учебный график – является локальным нормативным
документом, регламентирующим общие требования к организации
образовательного процесса в учебном году в МБДОУ – детского сада
компенсирующего вида № 253 города Екатеринбурга, разработанным в
соответствии:
 ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от
17.10.2013
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», а также
нормативными документами:
 Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021
года №2).
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
5

требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года
№28).
 Устав МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 253.
Содержание

Возрастная группа
Старшая группа (5-6 Подготовительная к школе
лет)
группа (6 -7 лет)
1
1

Количество
возрастных групп в
каждой параллели
Сроки
начала 03 октября 2022 г.
03 октября 2022 г.
образовательной
деятельности
Выходные
и 3,4,10,11,17,18,24,25 сентября;
1,2,8,9,15,16,22,23,29,30 октября;
праздничные дни
4,5,6,12,13,19,20,26,27 ноября;
3,4,10,11,17,18,24,25,31 декабря;
1,2,3,4,5,6,7,8, 14,15,21,22,28,29 января:
4,5,11,12,18,19,23,24,25,26 февраля;
4,5,8,11,12,18,19,25,26 марта
1,2,8,9,15,16,22,23,29,30 апреля;

1,6,7,8,9,13,14,20,21,27,28 мая

Сроки
окончания
образовательной
деятельности
Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
занятия
Количество занятий
в неделю
Продолжительность
перерыва
между
занятиями

31 мая 2023 года

31 мая 2023 года

36 недель

36 недель

5 дней

5 дней

25 минут

30 минут

2

2

10 минут

10 минут

25 минут

30 минут

Объем
образовательной
нагрузки в день во
второй
половине
дня
Объем недельной 50 минут

60 минут
6

образовательной
нагрузки
1.5. Сроки реализации данной программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Объем программы
«Стартовый
уровень»
«Базовый
уровень»
«Продвинутый
уровень»

неделя
2

месяц
7-8

год
64

2

7-8

64

2

7-8

64

Образовательная деятельность по программе осуществляется 2 раза в
неделю во всех возрастных группах, что составляет 64 занятия в год
Формы и режим занятий данной программы:
Форма занятий: группами по10-15 человек.
В соответствии с требованиями СанПиН .
4-5лет: по 20 минут.
5-6лет: по 25 минут.
6-7лет: по 30 минут.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является:
 приобщение детей к истокам русского народного творчества через
знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.
 содействие
всестороннему развитию личности дошкольника
средствами
танцевально-игровой
гимнастики,
элементарного
музыцирования.

формирование
творческих
способностей,
способностей
к
самовыражению и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами
музыки и ритмических движений.
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих
7

основных задач:
3. Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного
аппарата;
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов
дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
-развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную
чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
- учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора);
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти,
внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений и танцев;
- развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3.Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную
активность, расширять кругозор;
- формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной
музыки;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и
творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия.
4.
Развитие музыкальных способностей и прежде всего всех видов
музыкального слуха
- погружение дошкольников в мир музыкальных звуков;
- формирование умения различать красоту звучания разных инструментов.
При распределении разделов Программы по годам обучения
учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности
группы, физические возможности и психологические особенности ребенка от
4 до 7 лет.
Программа состоит из двух основных интегрированных модулей:
1.
Модуль «Игровой фольклор»
2.
Модуль «Музыкальная фантазия»
1. Основное содержание модуля «Игровой фольклор»
8

1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это
за произведения и кто их написал;
- учить детей выполнять хореографические движения под исполнение
народной песни;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп - разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный,
в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с
малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
1. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
■
Ходьба - бодрая, спокойная, на носках, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким
подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным»
шагом, с ускорением и замедлением;
■
Бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также
высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
■
Прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с
различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа
(прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и
различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений,
махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности,
точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику
настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - «в
воде», в «воздухе» и т.д.);
плясовые движения - элементы народных плясок и детского бального
танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие
асимметрию
из
современных
ритмических
танцев,
а
также
разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды
движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
1.
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в
круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в
шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе
танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
9

2.
*
*

*

3.
*

*

*

4.
*

*

*

*

Развитие творческих способностей:
развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации,
самостоятельно создавая пластический образ;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие проявления и давать оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и
формой музыкального произведения - по фразам;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе
усложнения
заданий
(увеличение
объема
движений,
продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний
упражнений и т.д.);
развитие умения выражать различные эмоции в мимике и
пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т.д., разнообразные по
характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в
воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать
настоящей балериной» и др.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и
животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других
детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной
убор во время движения);
воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям,
которые уже освоены; умение проводить совместные игры-компонента
непосредственно образовательной деятельности с младшими детьми;
воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время
компоненты непосредственно образовательной деятельности (находить
себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время
самостоятельных игр - например, если кто-то отдыхает или работает,
не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с
детьми и взрослыми, выполнять все правила подсказки взрослых:
пропускать старших впереди себя, мальчики уметь пригласить девочку
на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло
нечаянное столкновение

и т.д.

Учебный план
10

«Стартовый уровень» (4-5 лет)
месяц

сентябрь

Модуль

Игровой фольклор

Музыкальные
фантазии

октябрь

ноябрь, декабрь

Тема

«В огород мы пойдем»
«Раз, два, три, четыре, пять
– начинаем мы играть»
«В гости к матрешке»
«Фольклорная сказка»

Кол-во
Форма
часов
контроля
(теория,
практика)
4
презентация
в группе
4

презентация
в ДОУ

Игровой фольклор

«Поездка в лес»
«Вместе весело шагать»

3

презентация
в группе

Музыкальные
фантазии

«В гости к бабушке»
«Цветные песенки»
«На птичьем базаре»
«Поиграем вместе» «Конь
такой красивый»
«Красота вокруг нас»
«Здравствуй, Зимушка»
«Мы на праздник идем»

5

презентация
в ДОУ

8

презентация
в группе

«Фольклорная игра»
«Калейдоскоп сказок»
«Музыкальные игрушки»
«Елочка- колкая иголочка»

8

концерт

«Мы
любим
играть»
«Шагают
девочки
и
мальчики»
«Бравые солдаты»
«Музыкальные загадки»
«В деревню к бабушке»
«Музыкальные профессии»

4

презентация
в ДОУ

4

участие в
конкурсе

«Мы здоровыми растем»
«Сегодня праздник наших
мам»
«Оранжевые
песенки
оранжево поем»
«Разноцветные песенки»

4

презентация
в ДОУ

4

концерт

«К нам весна пришла»
«Путешествие в зоопарк»
«Какого цвета музыка»
«Как рождается песенка»
«Птицы наши друзья»
«Прогулка в лес»

4

презентация
в группе

4

презентация
в ДОУ

4

участие в
конкурсе

Игровой фольклор

Музыкальные
фантазии

январь, февраль, Игровой фольклор

Музыкальные
фантазии
Игровой фольклор

март
Музыкальные
фантазии
апрель

Игровой фольклор

май

Музыкальные
фантазии
Игровой фольклор

11

Музыкальные
фантазии

«В
мире
музыкальных
звуков»
«Военные песни»
« Мы гуляем на лугу»

4

итого

итоговый
концерт

64

Учебный план
«Базовый уровень» (5-6 лет)
месяц

Модуль

сентябрь Игровой

фольклор

октябрь

ноябрь,
декабрь

январь,
февраль,

март

Тема
«Осенние встречи»
«Веселое путешествие»

Кол-во
Формы
часов(теория,
контроля
практика)
4
презентация
в группе

Музыкальные «Музыкальноеассорти»
фантазии
«Фольклорная страна»

4

презентация
в ДОУ

Игровой
фольклор

3

презентация
в группе

Музыкальные «В музее музыкальных
фантазии
инструментов» «Цветные
песенки» «Поездка в лес»
Игровой
«Кто живет в лесу» «На
фольклор
неведомых дорожках»
«Братья наши меньшие»
«Прогулка в парк»
Музыкальные «Осенние цветы» «Все профессии
фантазии
важны»
«Поэтыпесенники»
«Долгожданная
зима»
«Новогодняя елка»
Игровой
«Потанцуй со мной дружок»
фольклор
«Играем, танцуем, поём»
«На дворе такой мороз, мёрзнут
уши, мёрзнет нос»

5

презентация
в группе

4

презентация
в группе

4

концерт

7

презентация
в ДОУ

Музыкальные ««Зимушка - зима в гости к нам
фантазии
пришла»
«На деревню в дедушке»
«Будем Родине служить»
Игровой
« Проводы зимы»
фольклор
«Зимние напевы»

9

участие в
конкурсе

4

презентация
в группе

Музыкальные «Народные игры»
фантазии
«Сочиняем музыкальную сказку»

4

концерт

«Осень, осень в гости просим!»
«По дорогам сказок»

12

апрель

май

Игровой
фольклор
Музыкальные
фантазии
Игровой
фольклор

«Вместе весело шагать»
«Веселые путешественники»
«Сказочный персонаж в музыке»
«Приглашаем на концерт»
«Весенняя капель»
«Дружно мы весну встречаем»

Музыкальные «Улыбки весны»
фантазии
«Весенняя
фантазия»
«Концерт малышам»

итого

презентация
в группе
концерт

4
4
3

презентация
в ДОУ

5

концерт

64

Учебный план
«Продвинутый уровень» (6-7 лет)
месяц

сентябрь

октябрь

Модуль

Кол-во
Формы
часов
контроля
(теория,
практика)
презентация
4
в группе

Игровой фольклор

«Мир игрушек»
«Вот какие мы большие!»

Музыкальные
фантазии

«В мире сказок»
«Ложки расписные, звонкие,
резные»
«Танцы народов мира»
«По дорогам сказок»

4

концерт

3

презентация
в ДОУ

«Бабушка рядышком с
дедушкой»
« Музыкальные зарисовки»
«Фольклорнаяугадайка»
«Современные
танцы»
«Море волнуется»
« Птицы зимой»
« Помоги Емеле
расколдовать принцессу
Несмеяну»
«Музыкальное приветствие»
« Музыкальные профессии»
« Зимнее настроение»
« Погода зимой»
« Путешествие в сказку»
«Современные
танцы»
«Зимнее веселье»
«Родные просторы»»

5

презентация
в ДОУ

7

участие в
конкурсе

9

концерт

8

презентация
в ДОУ

Игровой фольклор
Музыкальные
фантазии

ноябрь, декабрь Игровой фольклор

Музыкальные
фантазии

январь,
февраль,

Тема

Игровой фольклор

13

Музыкальные
фантазии
Игровой фольклор

март
Музыкальные
фантазии
апрель

Игровой фольклор

май

Музыкальные
фантазии
Игровой фольклор
Музыкальные
фантазии

«Путешествие Знайки в
музыкальную страну»
«Угадай на чем играю
«Бравые солдаты»
«Композиции
физкультурной
направленности»
«В гости к бабушке Агафье»
«Музыкальный городок»
«Композиторы-песенники»

8

презентация
в группе

4

концерт

4

участие в
конкурсе

«Композиции
физкультурной
направленности»
«Космическое путешествие»
«Игры и этюды»
«Детские композиторы»
« Майский хоровод»
«Дорожная азбука»
«Игры и этюды»
«Настроение в музыке и
пластике»
« По сказочным дорожкам»

4

презентация
в группе

4

презентация
в ДОУ
концерт

итого

3
5

64

14

участие в
конкурсе

Календарный учебный график
«Стартовый уровень»
месяц
сентябрь

октябрь

ноябрь,
декабрь

Число

Форма занятия
Фронтальное
развивающее
занятие

Тема

Кол-во часов
(теория,
практика)
4

Форма контроля

Место проведения

презентация в
группе

музыкальный зал

4

презентация в ДОУ

музыкальный зал

Занятиепутешествие

«В огород мы пойдем»
«Раз, два, три, четыре,
пять – начинаем мы
играть»
«В гости к матрешке»
«Фольклорная сказка»

Занятиепутешествие

«Поездка в лес»
«Вместе весело шагать»

3

презентация в
группе

музыкальный зал

Фронтальное
развивающее
занятие
Занятие-игра

«В гости к бабушке»
«Цветные песенки»
«На птичьем базаре»
«Поиграем вместе»
«Конь такой красивый»
«Красота вокруг нас»
«Здравствуй, Зимушка»
«Мы на праздник идем»

5

презентация в ДОУ

музыкальный зал

8

презентация в
группе

музыкальный зал

Мастер-класс

«Фольклорная игра»
«Калейдоскоп сказок»
«Музыкальные игрушки»
«Елочкаколкая
иголочка»

8

15

концерт

музыкальный зал

январь,
февраль,

Фронтальное
развивающее
занятие
Занятиепутешествие
Мастер-класс

март
Занятие-игра

апрель

май

Занятиепутешествие
Фронтальное
развивающее
занятие
Занятие-игра
Занятиепутешествие

«Мы любим играть»
«Шагают
девочки
и
мальчики»
«Бравые солдаты»
«Музыкальные загадки»
«В деревню к бабушке»
«Музыкальные
профессии»
«Мы здоровыми растем»
«Сегодня
праздник
наших мам»
«Оранжевые
песенки
оранжево поем»
«Разноцветные песенки»

8

презентация в ДОУ

музыкальный зал

8

участие в конкурсе

музыкальный зал

4

презентация в ДОУ

музыкальный зал

4

концерт

музыкальный зал

«К нам весна пришла»
«Путешествие в зоопарк»
«Какого цвета музыка»
«Как рождается песенка»

4

презентация в группе

музыкальный зал

4

презентация в ДОУ

музыкальный зал

«Птицы наши друзья»
«Прогулка в лес»
«В мире музыкальных
звуков»
«Военные песни»
« Мы гуляем на лугу»

4

участие в конкурсе

музыкальный зал

4

итоговый концерт

музыкальный зал

Календарный учебный график
16

«Базовый уровень»
месяц
сентябрь

октябрь

ноябрь,
декабрь

Число

Форма
занятия

Кол-во часов
(теория,
практика)
4

Место проведения
занятия

Формы контроля

музыкальный зал

презентация в
группе

Фронтальное Музыкальные «Музыкальное
развивающее фантазии
ассорти»
занятие
«Фольклорная
страна»
ЗанятиеИгровой
«Осень, осень в гости
путешествие фольклор
просим!»
«По дорогам сказок»

4

музыкальный зал

презентация в ДОУ

3

музыкальный зал

презентация в
группе

Занятиепутешествие

5

музыкальный зал

презентация в
группе

4

музыкальный зал

презентация в
группе

Занятиепутешествие

Мастеркласс

Мастеркласс

Модуль
Игровой
фольклор

Тема
«Осенние встречи»
«Веселое
путешествие»

Музыкальные «В музее
фантазии
музыкальных
инструментов»
«Цветные песенки»
«Поездка в лес»
Игровой
«Кто живет в лесу»
фольклор
«На неведомых
дорожках»
«Братья наши
меньшие» «Прогулка
в парк»
Музыкальные «Осенние
цветы»
фантазии
«Все
профессии
важны»
«Поэты- песенники»
«Долгожданная зима»
«Новогодняя елка»

4

17

концерт

январь,
февраль,

Фронтальное Игровой
развивающее фольклор
занятие

«Потанцуй со мной
дружок»
«Играем, танцуем,
поём»
«На дворе такой
мороз, мёрзнут уши,
мёрзнет нос»
Музыкальные ««Зимушка - зима в
фантазии
гости к нам пришла»

7

музыкальный зал

презентация в ДОУ

Занятиепутешествие

9

музыкальный зал

участие в конкурсе

Фронтальное Игровой
развивающее фольклор
занятие
Занятие-игра Музыкальные «Народные игры»
фантазии
«Сочиняем
музыкальную сказку»

4

музыкальный зал

презентация в
группе

4

музыкальный зал

концерт

Занятиепутешествие

4

музыкальный зал

презентация в группе

4

музыкальный зал

концерт

3

музыкальный зал

презентация в ДОУ

5

музыкальный зал

концерт

«На деревню в

март

апрель

май

дедушке»
«Будем Родине
служить»
«Проводы зимы»
«Зимние напевы»

Игровой
фольклор

«Вместе
весело
шагать»
«Веселые
путешественники»
МастерМузыкальные «Сказочный
класс
фантазии
персонаж в музыке»
«Приглашаем на
концерт»
Фронтальное Игровой
«Весенняя капель»
развивающее фольклор
«Дружно мы весну
занятие
встречаем»
МастерМузыкальные «Улыбки весны»
класс
фантазии
«Весенняя
фантазия»
«Концерт малышам»

18

итого

64

Календарный учебный график
«Продвинутый уровень»
месяц

сентябрь

Число

Форма
занятий

Фронтальное Игровой
развивающее фольклор
занятие
Занятиепутешествие

октябрь

Занятиепутешествие
Мастеркласс

ноябрь,
декабрь

Модуль

Мастеркласс

Тема

«Мир игрушек»
«Вот какие мы большие!»

Кол-во
Место
часов
проведения
(теория,
практика)
музыкальный
4
зал

Формы
контроля
презентация в
группе

Музыкальные «В мире сказок»
фантазии
«Ложки расписные, звонкие,
резные»
Игровой
«Танцы народов мира»
фольклор
«По дорогам сказок»

4

музыкальный
зал

концерт

3

музыкальный
зал

презентация в
ДОУ

Музыкальные «Бабушка рядышком с
фантазии
дедушкой»
« Музыкальные зарисовки»
«Фольклорнаяугадайка»
Игровой
«Современные
фольклор
танцы»

5

музыкальный
зал

презентация в
ДОУ

7

музыкальный
зал

участие в
конкурсе

«Море волнуется»

19

Мастеркласс

« Птицы зимой»
« Помоги Емеле расколдовать
принцессу Несмеяну»
Музыкальные «Музыкальное приветствие»
фантазии
« Музыкальные профессии»
« Зимнее настроение»
« Погода зимой»
« Путешествие в сказку»
Игровой
«Современные
фольклор
танцы»
«Зимнее веселье»
«Родные просторы»»
Музыкальные «Путешествие Знайки в
фантазии
музыкальную страну»
«Угадай на чем играю
«Бравые солдаты»
Игровой
«Композиции
фольклор
физкультурной
направленности»
«В гости к бабушке Агафье»
Музыкальные «Музыкальный городок»
фантазии
«Композиторы-песенники»

Занятиепутешествие

Игровой
фольклор

Занятиепутешествие

январь,
февраль,

Занятие-игра

Занятиепутешествие

март

апрель

Занятиепутешествие

Мастеркласс
май

Занятиепутешествие

«Композиции
физкультурной
направленности»
«Космическое путешествие»
Музыкальные «Игры и этюды»
фантазии
«Детские композиторы»
Игровой
« Майский хоровод»
фольклор
«Дорожная азбука»

20

9

музыкальный
зал

концерт

4

музыкальный
зал

презентация в
ДОУ

4

музыкальный
зал

презентация в
группе

4

музыкальный
зал

концерт

4

музыкальный
зал

участие в
конкурсе

4

музыкальный
зал

презентация в
группе
презентация в
ДОУ

4

3

музыкальный
зал

концерт

Мастеркласс

Музыкальные «Игры и этюды»
фантазии
«Настроение в музыке и
пластике»
« По сказочным дорожкам»

итого

5

64

21

музыкальный
зал

участие в
конкурсе

Модуль «Музыкальные фантазии»
Значение элементарного и импровизационного музицирования для
музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры
на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все
виды
музыкального
слуха:
звуковысотный,
метроритмический,
ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический или
чувство
музыкальной
формы.
Кроме
этого,
инструментальное
музицирование, является важным источником постижения системы средств
музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и
закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности
чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают
красоту
звучания
разных
инструментов,
совершенствуются
в
выразительности исполнения. Основное содержание модуля:
Русские – народные инструменты детского оркестра.Знакомство с
инструментами русского - народного оркестра по видам и группам
(струнные, духовые, клавишные, ударные). Основные приёмы игры наглядный, словесный, практический (показ, закрепление, исполнение).
Деревянные ложки.Знакомство. История деревянной ложки. Приёмы игры на
ложках по усложняющей схеме (от 2-х, до 5-ти ложек). Элементарное
музицирование под руководством, самостоятельное, импровизированное
музицирование. Игра в ансамбле и оркестре. Игра в определённых
руководителем группах, индивидуальные занятия.(Используется авторское
методическое пособие. Играть на ложках – это просто, не зависимо от
возраста и роста», см. приложение)
Шумовые и самодельные музыкальные
-оркестр звучащих материалов (бумага, пластмасса, железо, дерево, стекло.
-кухонный оркестр, который мы подготовили к маминому празднику (ложки,
«бутылофон», «банкофон», «рюмофон», крышки от кастрюль, шумовки с
колокольчиками или вилками, простые кастрюли с металлическими ложками,
поварёшки, кухонные доски с деревянными лопатками, маракасы из пивных
банок и гороха и т.п.)
-банный оркестр, который мы придумали ко дню «Ивана Купалы»
(мыльницы с ракушками, тазики, вёдра, ёмкости с водой и трубочки,
свистульки с водой, стиральные доски с деревянными лопатками, веники
бамбуковые и т. п.)
- рождественский оркестр к колядкам и рождеству (ухват с колокольцами,
чугунок с поварёшкой, чёсалки овечьи, прялки с ложками и т. п.)
-лесной оркестр «заколдованный лес» (рогатки с пробками, барабанчикишишканчики – это шишки в ведёрках из под майонеза, палочные маракасы с
крышками от бутылок, маракасы семенами растений, трубы из сухого пикана
с зубочистками и горохом и многое другое)
-оркестр парикмахеров (расчёски, баночки из под крема с крупой и т. п.)
-духовой оркестр « дудари» ( различные дудочки, свистки, сопелки, манки,
берестяные гудки, расчески, «трубофон», плёнка полиэтиленовая и т. п.)
22

-подарочный оркестр (из коробок разного размера, упакованных под подарок
Непосредственно образовательная деятельность проводится по
подгруппам, все периоды имеют единую сюжетную направленность,
проводятся в игровой форме с учётом интересов, возрастных особенностей
группы, физическихи психологические особенностей ребенка.
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых
результатов освоения программы проводится с использованием
низкоформализованных методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.)
2 раза в год: вводный - в сентябре, где определяются стартовые возможности
детей, итоговый - в мае.

2.4.

Планируемые результаты освоения Программы

(«Стартовый уровень» (4-5 лет))
К концу года дети должны:
-знать предназначение произведений (потешек, приговорок, закличек,
колыбельных песен, пестушек, считалок, дразнилок, прибауток, частушек).
- выполнять основные виды движений (виды шага в танце: переменный,
хороводный, «самоварчик», «качалочка»);
-уметь самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
- развивать чувство ритма, музыкальную память
- умеет выполнять основные элементы русского хоровода;
- уметь подыгрывать простейшие мелодии
(«Базовый уровень» (5-6 лет))
К концу года дети должны уметь:
-выполнять основные виды движений (виды шага в танце: переменный,
хороводный,«ковырялочка», «самоварчик», «качалочка»);
-уметь самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
-разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в
процессе совместной деятельности, творческих заданиях, музыкальносюжетных играх.
- умеет выполнять основные элементы русского хоровода; виды хороводов:
хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание
сюжета);
-сочинять несложные плясовые движения и комбинировать их;
- уметь исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных
инструментах в оркестре, соблюдая темп.
- элементарное дирижирование оркестром
23

(«Продвинутый уровень» (6-7 лет))
К концу года дети должны уметь:
-выполнять основные виды движений (виды шага в танце: скрестный шаг,
«большая гармошка», «ножницы», «метелочка»);
-уметь импровизировать, проявляя творчество.
-выполнять элементы плясовых и имитационных движений;
- умеет выполнять основные элементы русского хоровода; виды хороводов:
хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание
сюжета);
-уметь самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности, правильно называть их;
- уметь исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле
- уметь дирижировать оркестром
Для совершенствования умений и навыков воспитуемых и повышения их
мотивации к творческой деятельности предусмотрены следующие
мероприятия:
 проведение праздников;
 проведение отчетных концертов.

3.

Организационно-педагогические условия

3.1. Кадровое обеспечение
Для успешной реализации Программы педагогическую деятельность
осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее
образование или среднее профессиональное образование по направлениям
подготовки "Образование и педагогика" (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности
Необходимые
умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в
дошкольном возрасте: предметная, познавательноисследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование
Применять методы физического, познавательного и личностного
развития детей дошкольного возраста в соответствии с
образовательной программой организации
Использовать
методы
и
средства
анализа
психологопедагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты
освоения
детьми
образовательных
программ,
степень
сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего
обучения и развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника
24

(игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать
партнерское
взаимодействие
с
родителями
(законными представителями) детей дошкольного возраста для
решения образовательных задач, использовать методы и средства
для их психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными
для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми дошкольного возраста
Необходимые
знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации
работы с детьми дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики,
включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в
дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного
развития детей дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования

Материально-технические условия
Основное
оборудование и
технические
средства для
педагога
-Пианино-1
-Музыкальный центр
-1
-Ширма-1
-Шкаф-1
-Стол-1

Основное оборудование и
технические средства для
дошкольников

Основное оборудование и
технические средства для
дошкольников

модуль «Танцуем и граем»

модуль «Танцевальные
фантазии»

-Ленточки-30 шт
-Обручи- 20 шт
-Платочки-20шт

-Стулья детские -20шт
-Универсальный набор для
музыкальных занятий – 1 шт.
-Набор музыкальных
инструментов (11 шт.)
1
шт
-Бубен большой- 2 шт
-Бубен средний -5шт
- Бубен малый
- 15 шт
-Ксилофон – альт
диатонический -3шт
- Металлофон – альт
диатонический—3шт
-Металлофон 12 тонов -10
шт
-Гитара детская - 1 шт
-Вертушка (шумовой
музыкальный инструмент)- 1
шт
25

-Дрова (10 нот, ударный
музыкальный инструмент) -1
шт
-Звуковые ложки
(тональные, набор из 6 шт.,
ударный музыкальный
инструмент)- 1 шт
-Игровые ложки (комплект
из 3 шт.,-5шт
Колотушка -2 шт
-Маракасы (пара) -10шт
-Трещотка пластинчатая- 2
шт
-Шейкер деревянный- 2 шт
-Барабан с палочками
(самодельный)
- 15 шт
-Треугольники (набор из 4
шт., ударный музыкальный
инструмент) -2 шт
-Бубенчики на деревянной
ручке - 2шт
-Кастаньеты пластмассовые 5 шт
-Кастаньета с ручкой (1 шт.)5 шт.
-Литавры на пальцы, сталь (2
шт.)- 5 шт
-Литавры детские, сталь (2
шт.)- 2 шт
-Музыкальные колокольчики
(набор)- 2 шт

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценочные материалы планируемых результатов освоения
дополнительной общеразвивающей программы «Фольклорная студия»
Цель обследования: выявить уровень музыкального и психомоторного
развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности
педагогического воздействия).
Основной параметр - проявление активности. Музыкальный
руководитель наблюдает за детьми в процессе игры на музыкальных
инструментах и при выполнении движений под музыку в условиях
выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного
репертуара).
26

Задачи обследования («стартовый уровень»):
1. Выявить
умение и навыки в исполнении музыкальноритмических движений;
2. Выявить
умение двигаться ритмично;
3. Выявить способность воспринимать и передавать в движении и
музыке образ, а также основные средства выразительности;
4.
Выявить умение выполнятьтанцевальные движения с предметами.
5.
Выявить способность воспринимать музыку и исполнять простые
ритмические попевки на инструментах
Задачи обследования («базовый уровень»)
1.Выявить умение и навыки в исполнении музыкально-ритмических
движений самостоятельно;
2. Выявить умение двигаться ритмично, ускоряя и замедляя темп в
соответствии с музыкой.
3. Выявить способность воспринимать и передавать в движении и
музыке образ и основные средства выразительности.
4. Выявить способность воспринимать музыку и исполнять
ритмические попевки на инструментах сольно и в оркестре
5. Выявить способность проявлять танцевальное и музыкальное
творчество.
Задачи обследования («продвинутый уровень»)
1.Выявить умение и навыки в исполнении музыкально-ритмических
движений;
2. Выявить умение двигаться ритмично, ускоряя и замедляя темп в
соответствии с музыкой сольно.
3. Выявить способность воспринимать и передавать в движении и
музыке образ и основные средства выразительности.
4. Выявить умениеизменять движения в соответствии с фразами,
темпом и режимом.
5. Выявить способность воспринимать музыку и исполнять
ритмические попевки на инструментах сольно и в оркестре
6. Выявить способность проявлять танцевальное и музыкальное
творчество, уметь импровизировать, используя знакомые танцевальные
движения и музыкальные произведения

Протокол обследования уровня музыкального и психомоторного
27

1
2

Оценка уровня освоения ребёнком программного материала
Оценка уровня освоения ребенком
программного материала («стартовый
уровень»)
2 балла - (часто):
движения выражают музыкальный образ.
ритмично двигается под музыку;
самостоятельно в танцах меняет движения;
эмоциональная окраска движений соответствует характеру музыки.
5. правильно исполняет элементарные ритмические формулы
6. исполняет свою партию на музыкальном инструменте сольно
1балл (иногда):
1.
2.
3.
4.

■

в движениях выражается общий характер музыки, темп.

■

двигается под музыкальное сопровождение, но невыразительно;

■

выполняет танцевальные движения с предметами, но неуверенно;

■

поочередно меняет движения, но не уверенно;

■

не все движения эмоционально окрашены

■

С помощью педагога исполняет свою партию на музыкальном
инструменте сольно

■

Исполняет ритмические формулы, но ошибается

0 баллов

(крайне редко):
28

Способность исполнять
ритмические формулы

Координация движений

Пластичность, гибкость

Музицирование в оркестре

Творческие проявления

Эмоциональная сфера

№ Фамилия, имя ребенка

Способность к отражению в
движении характера музыкального
произведения

развития ребенка

■

движения не совпадают с темпом.

■

двигается не ритмично;

■

не умеет, не успевает в танцах поочередно менять движения;

■

не эмоционально выполняет движения.

■

Нуждается в постоянном сопровождении педагога

Оценка уровня освоения ребенком
программного материала («базовый уровень»)
2 балла - (часто):
■ движения выражают музыкальный образ.
■

ритмично двигается под музыку;

■

самостоятельно в танцах меняет движения;

■

эмоциональная окраска движений соответствует характеру музыки.

■
■

Правильно исполняет ритмические формулы
Самостоятельно исполняет свою партию в оркестре

1балл (иногда):
■

в движениях выражается общий характер музыки, темп.

■

двигается под музыкальное сопровождение, но невыразительно;

■

выполняет танцевальные движения с предметами, но неуверенно;

■

поочередно меняет движения, но не уверенно;

■

не все движения эмоционально окрашены

■

С помощью педагога исполняет свою партию в оркестре

■

Исполняет ритмические формулы, но ошибается

1 баллов

(крайне редко):

■

движения не совпадают с темпом.

■

двигается не ритмично;

■

не умеет, не успевает в танцах поочередно менять движения;

■

не эмоционально выполняет движения.

■

Нуждается в постоянном сопровождении педагога

Оценка уровня освоения ребенком
программного материала («продвинутый
29

уровень»)
2балла - (часто):
движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, образами;
■ качественно и ритмично двигается под музыку;
■ самостоятельно в танцах меняет движения;
■ эмоциональная окраска движений соответствует характеру музыки.
■ самостоятельно придумывает ритмическую формулу
■ самостоятельно исполняет сложные оркестровые композиции
■ самостоятельно дирижирует детским оркестром
2 балл (иногда):
■ в движениях выражается общий характер музыки, темп, начало
и конец музыкального произведения совпадают не всегда;
■ двигается под музыкальное сопровождение, но невыразительно;
■ выполняет танцевальные движения с предметами, но неуверенно;
■ поочередно меняет движения, но не уверенно;
■ не все движения эмоционально окрашены.
■ исполняет сложные оркестровые композиции, но не уверенно
■ самостоятельно дирижирует детским оркестром, но ошибается
0 баллов (крайне редко):
■ движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,
ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и
показ взрослого;
■ двигается не ритмично;
■ не умеет, не успевает в танцах поочередно менять движения;
■ не эмоционально выполняет движения;
■ ошибается в исполнении оркестровых композиций
■ не может дирижировать детским оркестром
■

30

Литература
1.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по римической
пластики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.:
ЛОИРО, 2000
2.
Галиченко И. Г. Танцуем, играем, всех приглашаем. Музыкальные
праздники в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007
3.
Роот З. Я. Танцы и песни для детского сада. – М.:Айрис-пресс, 2008
4.
Каплунова И.М. Программа музыкального воспитания детей
дошкольного возраста «Ладушки». – СПб.: Композитор, 1999
5.
Усова О. В. Театр танца О.Усовой. Методическое пособие.-Шадринск:
Изд-во ПО «Исеть», 1999
6.
Усова О.В. Театр танца О.Усовой. Методическое пособие.-Шадринск:
Изд-во ПО «Исеть», 2002
7.
Фирилева Ж. Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для
детей. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 352 с., 2010

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».