Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности Развивайка

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Основные характеристики программы

4

1.1.

Адресат общеразвивающей программы

4

1.2.

Объём общеразвивающей программы

4

1

1.3.

Формы и режим проводимых занятий

4

1.4.

Сроки реализации общеразвивающей программы

5

II.

Содержание программы

6

2.1.

Цель и задачи программы «Развивайка»

8

2.2.

Учебный план

9

2.3.

Планируемые результаты

14

III.

Организационно-педагогические условия

15

3.1.. Материально-техническое обеспечение
3.2.

Оценочные и методические материалы
Список литературы

15
15
18

Пояснительная записка
Актуальность данной образовательной программы состоит в том что одна
из проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие умственных
способностей дошкольников. Дошкольный возраст – период активного развития
познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм
абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического
мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания,
памяти, воображения.
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания
интереса детей к занятиям являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
 поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и
навыки;
 создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
 вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства,
потребности, интересы;
 позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
 доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в
самостоятельной деятельности;
 повышают уровень развития познавательной активности и творческих
способностей.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие
игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень
динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым
материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности,
движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность
выполнения действий.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие
и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной
проблемы – умственного развития дошкольников. Таким образом, исходя из
актуальности использования игровых технологий во время занятий разработана
Программа дополнительного образования «Развивайка», которая обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утверждённыйПриказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2).
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28).
Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа
педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации обучающиеся
развивают умственные способности, а это влияет на овладение всех знаний по
всем областям.
1.1. Объём общеразвивающей программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Занятия проводятся индивидуально
1.2.Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Срок реализации программы: 1 год, 64часа.
1.3.Формы и режим занятий
Формы организации работы индивидуальная. Примерный режим работы – 2
занятия в неделю (8 занятий в месяц); в соответствии с СанПин длительность
занятия для детей 4-5 лет- 20 мин., для детей старшего дошкольного возраста: 25–
30 мин.
Итоговое занятие в индивидуальной
присутствием родителей (проводится в мае).

или

подгрупповой

форме

с

Режим занятий (Учебный план)
п/п

Наименование
ПОУ

1. «Развивайка»

Старший дошкольный
Старший дошкольный возраст
возраст
с 6 до 7 лет
с 5 до 6 лет
количество занятий
нед.
нед
мес
год
мес
год
2

8

64

2

8

64

Календарный учебный график
Календарный учебный график – является локальным нормативным
документом,
регламентирующим
общие
требования
к
организации
образовательного процесса в учебном году в МБДОУ – детского сада
компенсирующего вида № 253 города Екатеринбурга, разработанным в
соответствии:
 ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от
17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования», а также нормативными документами:
 Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2).
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28).
 Устав МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 253.
Содержание
Возрастная группа
Старшая группа (5-6 Подготовительная к школе
лет)
группа (6 -7 лет)
Количество
1
возрастных групп в
каждой параллели

1

Сроки
начала 03 октября 2022 г.
образовательной
деятельности

03 октября 2022 г.

Выходные
и 3,4,10,11,17,18,24,25 сентября;
праздничные дни
1,2,8,9,15,16,22,23,29,30 октября;

4,5,6,12,13,19,20,26,27 ноября;
3,4,10,11,17,18,24,25,31 декабря;
1,2,3,4,5,6,7,8, 14,15,21,22,28,29 января:
4,5,11,12,18,19,23,24,25,26 февраля;
4,5,8,11,12,18,19,25,26 марта
1,2,8,9,15,16,22,23,29,30 апреля;
1,6,7,8,9,13,14,20,21,27,28 мая

Сроки
окончания 31 мая 2023 года
образовательной
деятельности

31 мая 2023 года

Продолжительность 36 недель
учебного года

36 недель

Продолжительность 5 дней
учебной недели

5 дней

Продолжительность 25 минут
занятия

30 минут

Количество занятий 2
в неделю

2

Продолжительность 10 минут
перерыва
между
занятиями

10 минут

25 минут

30 минут

Объем недельной 50 минут
образовательной
нагрузки

60 минут

Объем
образовательной
нагрузки в день во
второй
половине
дня

1.4. Сроки реализации общеразвивающей программы
Срок реализации программы: 1 год, 64 часа.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Развивайка» включает в себя комплекс диагностических
методик, упражнений и игр, а так же методик направленных на развитие
психических процессов (воображение, внимание, память, мышление, речь, а так
же подготовку к письму).
Работа по развитию каждого из психических процессов идет
последовательно и по определенной идентичной схеме. Занятия начинаются с
развития воображения и заканчиваются подготовкой к письму. В начале проходит
диагностика развития психических процессов, затем работа над их улучшением и
развитием (с помощью различных упражнений, игр и методик), и в заключении
повторная диагностика, что бы увидеть и продемонстрировать результаты труда.
Программа «Развивайка» реализуется в течение учебного года с октября по май
месяц. Предусмотрено проведение занятий 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, с
общим количеством за год – 64 занятия.
В основе организации работы с детьми лежат общедидактические и
специфические
принципы:
 принцип систематичности и последовательности: концентрическое
усвоение программы; организация и последовательная подача материала
(«от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
 принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких
образов и представлений в сознании дошкольников;
 принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и
в преподнесении его детям последовательными
блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию
речи;
 онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные
особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат, но и на творческое
развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире,
толерантное отношение к окружающим.
Важным условием реализации программы является психологопедагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной
атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Используемый на
занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает
положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не
предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего
развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок

ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать
его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на
одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Основные направления программы
1. Развитие мелкой моторики, начальные навыки письма.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, рисование по точкам, различная
штриховка, дорисовка помогают детям уверенно держать карандаши, ручку. Итак,
если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление
ребёнка.
2. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.
В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выделять существенные признаки, устанавливать закономерности,
выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между
понятиями, учатся комбинировать и планировать. У детей совершенствуется
слуховая и зрительная память.
Чтобы успешно реализовать план-программу используются разнообразные
методы и приёмы:
 заучивание стихотворений,
 наблюдение – «На что похожа цифра или фигура», воссоздание из
силуэтов,
 словесные игры,
 дидактические игры,
 «Поиск» (ищем предметы с заданным признаком
 работа в тетради
Отличительная особенность программы. Одна из особенностей
программы «Развивайка» заключается в том, что ее содержание представлено на
достаточно высоком уровне сложности (при этом не выходящем за верхнюю
границу зоны ближайшего развития детей). Представленное в программе
содержание не является обязательным для освоения каждым ребенком. Темп
продвижения у каждого ребенка будет свой, связанный с его индивидуальными
психофизиологическими и личностными особенностями. Программа нацелена не
только на то, чтобы обеспечить каждому ребенку свой максимальный результат,
но и возможность самоутверждения: «Я могу!». При этом в помощь педагогу
авторами выделен так называемый «содержательный минимум» – умения,
которыми овладевают дети при последовательном освоении программы
«Развивалочка». Это позволит педагогам сориентироваться в эффективности
выбранных форм и способов работы с детьми, оптимизировать образовательную
деятельность с группой детей, и, при необходимости разработать (желательно
совместно с родителями) индивидуальную программу развития для отдельных
категорий детей.

Итоговое занятие в индивидуальной
присутствием родителей проводится в мае.

или

подгрупповой

форме

с

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель и задачи программы
Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных способностей
детей дошкольного возраста через систему развивающих игр.
Задачи:
 Диагностика психических процессов.
 Развитие различных видов восприятия.
 Развитие произвольного воображения, превращение непосредственного
воображения в опосредованное.
 Развитие произвольного внимания.
 Развитие различных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной) и
ее свойств.
 Развитие наглядно – действенного, наглядно – образного и логического
мышления.
 Развитие мелкой моторики руки и в последствии начальных навыков
письма.
 Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
 Воспитание умение контролировать свои действия, действовать согласно
правилам игр.
Содержание общеразвивающей программы
Учебно – тематический план.
Учебно-тематический план составлен и корректируется с учётом уровня развития
ребёнка. Теория и практика включены в одно занятие.
Кол-во
Теория Практика
№ п/п
Тема
занятий (часов) (чвсов)
2.2.

1
2

Диагностика развития ребенка
Восприятие цвета

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

3

Восприятие формы

2

0,5

1,5

4

Зрительное восприятие

2

0,5

1,5

5

Слуховое восприятие

2

0,5

1,5

6
7

Тактильное восприятие
Воображения

2
6

0,5
1,5

1,5
1,5

8

Произвольное внимание

3

1

2

9

Слуховое и активное внимание

3

1

2

10

Зрительная память

2

0,5

1,5

11

Слуховая память

2

0,5

1,5

12

Пространственная память

2

0,5

1,5

13
14

Наглядно-действенное мышление.
Наглядно-образное мышление.

2
4

0,5
1

1,5
3

15

Словесно-логическое мышление

2

0,5

1,5

16

Логика

8

2

6

17

Развитие мелкой моторики

8

2

6

18

Графические упражнения.

6

1,5

4,5

19

Закрепление полученных навыков

2

0,5

1,5

20

Диагностика развития ребенка

2

0,5

1,5

Всего

64

Содержание учебного плана
1. Диагностика развития ребенка
1.1 Диагностика внимания, восприятия, воображения ребенка
Теория. Правила проведения методик
Практика.Использовались диагностические методики Немова Р.С. «Чего
не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы
спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?», «Найди и вычеркни»,
«Проставь значки» и др. После чего были проанализированы результаты.
1.2 Диагностика памяти, мышления, мелкой моторики
Теория. Правила проведения методик
Практика.Использовались диагностические методики Немова Р.С. «Узнай
фигуры», «Запомни рисунки», «Выучи слова», «Нелепицы», «Времена
года», «Что здесь лишнее?», «Кому него недостает?» и др. После чего
были проанализированы результаты.
2. Восприятие цвета
2.1 Теория. Правила проведения игр
Практика.Игры на соотнесения цвета «Мишкины канфеты», «Прищепки».
Строительство из лего и кубиков, игра «Веселая мозаика»
2.2 Теория. Правила проведения игр
Практика.Игры «Чего не хватает?», «Цвета и краски?», «Спрячь мышку»,
«Червечки и ежики».
3. Восприятие формы
3.1 Теория. Правила проведения игр

4.

5.

6.

7.

Практика.Игры в домано, «На что похоже?», сортировка по форме,
нарисуй фигуры
3.2 Теория. Правила проведения игр
Практика.Игры «Найди спрятавшихся зверей», «Помоги найти тень», «
Чем отличается?»
Зрительное восприятие
4.1 Теория. Правила проведения игр
Практика.Игры «Кляксы», «Контуры», «Разрезные картинки», «Выбор
недостающего фрагмента изображения».
4.2 Теория. Правила проведения игр
Практика.Игры
«Наложенные
изображения»,
«Чья
тень?»,
«Перечеркнутые изображения»
Слуховое восприятие
5.1 Теория. Правила проведения игр
Практика.Игры «Испорченный телефон», «Узнай по звуку», «Где
позвонили?».
5.2 Теория. Правила проведения игр
Практика.Игры «Покажи предмет», «Накорми куклу…», «Комната»
Тактильное восприятие
6.1 Теория. Правила проведения игр
Практика Игры «Что внутри», «Дедушка – Водяной», «Узнай фигуру»
6.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. «Тактильный мяч», «Какой предмет?», «Игры с крупой и
крышками»
Воображение
7.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Солнце в комнате», «Как спасти зайку», «Где чье
место?».
7.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Что внутри», «Дедушка – Водяной», «Узнай фигуру».
7.3 Теория. Правила проведения игр
Практика. Упражнение «Волшебная мозаика», «Разные сказки», «На что
похоже?
7.4 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «На что похоже?», «Составь рассказ», «Придумай
загадку»
7.5 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры с мозаикой, конструктором, палочками
7.6 Теория. Правила проведения игр
Практика. Упражнения «Дорисуй фигуру», «Сделай бусы для мамы»

8. Произвольное внимание.
8.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Урок – задание «Найди два одинаковых предмета», « Кто
спрятался на картинке», Найди правильную тень».
8.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Найди отличия», «Построй такую же фигуру», «Найди
всех».
8.3 Теория. Правила проведения игр
Практика. Упражнения «Сравни картинка», «Муха», «Вычеркни фигуры».
9. Слуховое и активное внимание.
9.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. «Найди два одинаковых предмета», « Кто спрятался на
картинке», «Найди правильную тень».
9.2 Теория. Правила проведения игр
Практика.Упражнения «Повтори ритм», «Найди отличия», «Сыщик»
9.3 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Кто за кем?», «Бабушка прислала 100 рублей»,
«Волшебные звуки», «Жук».
10. Зрительная память
10.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Что пропало?», «Вспомни все картинки», «Парочки».
10.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Дополни пары», «Что изменилось?», «Прятки»
11. Слуховая память
11.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Упражнения «Перечисли предметы», «Запомни слова»,
«Вспомни пару».
11.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Пересказ, игра «кому что?», «учим стих».
12. Пространственная память
12.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Дидактические игры «Угадай, что изменилось?», «Скорый
поезд», «Пицца», «Запомни и раскрась».
12.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Муха», игры с крышками, «Перечисление предметов».
13. Наглядно-действенное мышление
13.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Обведи контур», «Лабиринт», «Воспроизведи рисунок»
13.2 Теория. Правила проведения игр

Практика. Игра «Вырежь фигуры», рисование и строительство из лего и
кубиков по образцу
14. Наглядно-образное мышление
14.1 Теория. Правила проведения методик
Практика. Занятие по методикам «Нелепицы», «Найдем пару»,
«Попробуй, угадай», «Что за чем?».
14.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Волшебная коробка», «Что не подходит?», игры с
геометрическими фигурами.
14.3 Теория. Правила проведения игр
Практика. Дидактические игры «Ложка к тарелке», «Назови одним
словом», «4 лишний», классификация.
14.4 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Что забыл нарисовать художник», «Раздели на группы»,
игры с крышками.
15. Словесно-логическое мышление
15.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Серия сюжетных картинок, составь рассказ по картинкам, «Что
нужно взять для…».
15.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Продолжи предложение», «Загадки – шутки», «Что
потом».
16. Логика
16.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Верю - не верю», «Ассоциации».
16.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Мнемотехника, загадки и стихи по картинкам
16.3 Теория. Правила проведения игр
Практика. Логические задачи, ребусы
16.4 Теория. Правила проведения игр
Практика. Задачи на отрицание, загадки, головоломки
16.5 Теория. Правила проведения игр
Практика. Загадки, квадраты Никитина
16.6 Теория. Правила проведения игр
Практика. Квадрат Воскобовича, прозрачные квадраты
16.7 Теория. Правила проведения игр
Практика. Логические блоки Дьенеша, головоломки и лабиринты
16.8 Теория. Правила проведения игр
Практика. Упражнения на последовательность, шарады, математический
планшет

17. Развитие мелкой моторики
17.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Шнуровки, сортеры, игры с липучками, крышками
17.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры с резинками, крупой, скрепками, прищепками
17.3 Теория. Правила проведения игр
Практика. Раскраски по цифрам и значкам
17.4 Теория. Правила проведения игр
Практика. «Пальчиковая гимнастика», игры-ходилки
17.5 Теория. Правила проведения игр
Практика. Пальчиковый театр, мозаика
17.6 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры с фингербортом и маленькими машинками
17.7 Теория. Правила проведения игр
Практика. Игры «Фигурки из палочек», игры с крышками
17.8 Теория. Правила проведения игр
Практика. Оригамми и апликация
18. Графические упражнения
18.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Штриховка, нарисуй дорожку, лабиринт
18.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Рисование по контуру, игра «Найди и обведи предмет»
18.3 Теория. Правила проведения игр
Практика. Обводка по точкам и раскрашивание, дорисовка половинки
18.4 Теория. Правила проведения игр
Практика. Симметрия
18.5 Теория. Правила проведения игр
Практика. Рисование по клеточкам с образцом
18.6 Теория. Правила проведения игр
Практика. Графический диктант.
19. Закрепление полученных навыков
19.1 Теория. Правила проведения игр
Практика. Проведение викторины
19.2 Теория. Правила проведения игр
Практика. Разгадывание ребусов, загадок, головоломок
20. Диагностика развития ребенка
20.1 Теория. Правила проведения методик
Практика. Диагностика внимания, восприятия, воображения ребенка
Использовались диагностические методики Немова Р.С. «Чего не хватает
на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в

рисунках?», «Чем залатать коврик?», «Найди и вычеркни», «Проставь
значки» и др. После чего были проанализированы результаты.
20.2 Теория. Правила проведения методик
Практика. Диагностика памяти, мышления, мелкой моторики
Использовались диагностические методики Немова Р.С. «Узнай фигуры»,
«Запомни рисунки», «Выучи слова», «Нелепицы», «Времена года», «Что
здесь лишнее?», «Кому него недостает?» и др. После чего были
проанализированы результаты.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце
учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится
учителем-дефектологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об
изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все
результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых
результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на
каждом этапе реализации программы.
2.3. Планируемые результаты
Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных
операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной
деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от
их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
 Дети умеют различать и правильно называть цвета, геометрические фигуры.
знают приемы сопоставления двух или нескольких предметов по цвету,
форме.
 Дети различают изображения предметов, воспринимают инфомацию на
слух.
 Дети могут описать предмет или придумать короткий расказ.
 Повышается объем внимания, улучшается концентрация и переключение.
 Повышается объем зрительной и слуховой памяти.
 Мыслительные операции детей переходят на более высокий уровень.
 У детей развита мелкая моторика, сформированы графические навыки.

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Условия реализации программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете учителядефектолога. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях

предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями
психофизического развития детей.
Демонстрационный и раздаточный материал:
 Мольберт;
 Предметные картинки;
 Настольные дидактические игры;
 Цветные и простые карандаши;
 Карточки с развивающими заданиями;
 Тетрадь.
Программы реализует учитель-дефектолог первой или высшей квалификационной
категории.
3.2 Оценочные и методические материалы
Контроль результативности выполнения программы осуществляется в
форме:
 мониторинга - скрытого тестирования, контрольных срезов знаний по
разделам программы. Для отслеживания результатов создаются
диагностические таблицы.
 наблюдения.
 личных бесед с детьми и их родителями.
 анализа продуктов деятельности детей.
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в
октябре, итоговый – в мае).
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не сравнения его с другими детьми.
В ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам относят такие
социальные и психологические характеристики личности ребёнка как
инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, развитое
воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение
наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения. Эти
интегративные качества развития ребёнка отслеживаются путем наблюдения.
Основой для выявления освоения программного материала воспитанниками
служит методическое пособие З.А.Немова Р.С.
Специфика контрольных заданий заключается в применении игровых
приемов контроля. Выполнению каждого задания предшествует его естественная
мотивировка, которая переходит в инструкцию по его выполнению. Уровень
сформированности умений, навыков и информированности определяется как
низкий, средний и высокий.
Перечень методических материалов:
Логические блоки Дьенеша.

Набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером,
толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети
овладевают мыслительными умениями анализа, абстрагирования, сравнения,
классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логическими
операциями «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях
с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры
мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических
блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими
блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены
свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек
позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств,
умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения
развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети
овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки,
которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его
своеобразную модель.
Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочекпалочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной
стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять
сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по
условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум, красные, кратные
трем – синие.
Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на
подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в
результате процесс идет быстрее и эффективнее.
Еще один нюанс – ребенок начинает после занятий легко ориентироваться в
дробях. Привычный способ запоминания количества (подсчет точек, яблок,
счетных палочек) приучает к дискретности числового мира и привыкнуть потом к
тому, что один – это две половинки, или четыре четверти сложно. На палочках
Кюизенера это объясняется легко и доступно.
Головоломки и лабиринты.
Данные виды игр способствует развитию логического мышления,
внимания и находчивости. В основе программы лежит идея о том, что каждый год
жизни ребенка является решающим для становления определенных психических
новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности
детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие
познавательных процессов.
Головоломка «Танграм» представляет собой квадрат разрезанный на 7
частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника,

квадрат
и
параллелограмм.
Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу
мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые
распространенные из них - фигуры животных и человека.
Игра способствует развитию образного мышления, воображения,
комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
Кубики Никитина.
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из
основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным
принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот
союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием
творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие
творческих способностей с самого раннего возраста. Задания-ступеньки игр
Никитина
всегда
создают
условия,
опережающие
развитие
способностей. Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз
самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи. Игры
Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и они не терпят
принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. К
развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат»,
«Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».

Список литературы.
1. Немов Р.С. «Психология» в трех книгах – М.: «ВЛАДОС», 2001
2. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс»,
2006.
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб «Детство – Пресс», 2004.
4. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с
цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
5. Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
6. Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
7. Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
8. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры
для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие.
2011 г.
9. Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные
лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г
10. Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
11. З.А.Михайловой и И.Н.Чеплашкиной «Математика – это интересно.
Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоения
математических представлений». Детство-Пресс, 2008г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».