СОДЕРЖАНИЕ I Основные характеристики 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Характеристика детей, занимающихся общеразвивающей программе «Звукарики» по 5 1.3 Объем общеразвивающей программы 9 1.4 Сроки реализации общеразвивающей программы 9 1.5 Форма и режим проводимых занятий 9 II. Содержательный раздел 10 2.1. Цель и задачи программы «Звукарики» 10 2.2. Учебный план, календарный учебный график 10 2.3. Планируемые результаты 20 III. Организационно-педагогические условия 23 3.1 Организация развивающей предметнопространственной среды логопедического кабинета 23 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса 24 3.3 Кадровое обеспечение 25 3.4 Список литературы 26 1. 1. Пояснительная записка Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда составлена на один учебный год и предназначена для детей 3 – 7 лет с различными речевыми патологиями (ФНР, ФФНР, ОНР и др.). Необходимость создания программы «Звукарики» обусловлено возросшим количеством детей с нарушениями речевого развития и невозможностью получения данной услуги в детском саду, который посещает ребенок(недостаточный кадровый потенциал, отказ родителей оформить документы на посещение логопункта) Программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2). Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28). Рабочая программа разработана на основе программ: 1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.:Просвещение, 2016 (5-е издание). 2.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, СанктПетербург, 2016. Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все занятия проводятся индивидуально с одним ребенком. Все занятия в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда «Звукарики» является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов: - принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи; -онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме; - принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; - принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; - принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; - принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; - принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; - принцип постепенности подачи учебного материала; - принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. - принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; - принцип обеспечения активной языковой практики. 1.2.Характеристика детей занимающихся по общеразвивающей программе «Звукарики» Характеристика речевого развития детей 4-7 лет с ФФНР, ФНР Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустикофонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: - трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; - при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; - невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: - недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. - замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми - смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. - другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в: - нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; - неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; - затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: - внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; - объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; - отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: - поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; - могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; - возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; - в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера. В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия. ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Такие расстройства могут проявляться: в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д. Чаще всего нарушаются: 1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц 2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ 3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) 4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары) Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т). Характеристика речевого развития детей 4-7 лет с ОНР ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексикограмматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы. Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует. Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексикограмматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения. Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи: 1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня; 2. средний – ОНР 2 уровня; 3. более легкий – ОНР 3 уровня. Общее недоразвитие речи I уровня. Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети трех -пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок заменяет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная. Фонематические восприятие, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи, все же, ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью. Общее недоразвитие речи II уровня. На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок, особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов. Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута. Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка. Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно. Общее недоразвитие речи III уровня. Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы. 1.3. Объём общеразвивающей программы Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Занятия проводятся индивидуально 1.4.Сроки реализации дополнительной образовательной программы Срок реализации программы: 1 год, 64часа. 1.5.Формы и режим занятий Формы организации работы индивидуальная. Примерный режим работы – 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц); в соответствии с СанПин длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста: 25– 30 мин. II. Цель и задачи общеразвивающей программы. 2.1.Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ. 2.2. В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи: раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; преодоление недостатков в речевом развитии; воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова; развитие навыков звукового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи). 2.3 Содержание Описание коррекционной образовательной деятельности соответствии с направлениями речевого развития ребенка в Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на занятиях по программе « Звукарики» являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими. Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает: -выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи; -осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; -возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении. Основными направлениями работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи являются: 1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения; 2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове; 3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение; 4. Формирование грамматического строя речи: А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), В) словообразование; 5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной); 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову. Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, посещающих занятия по программе « Звукарики», обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьмидошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Программой. Учебный год условно делится на 3 периода: 1 период – сентябрь – ноябрь; 2 период – декабрь – февраль, 3 период – март – май. Основной набор детей для занятий в МБДОУ № 253 по программе « Звукарики» начинается с 1 сентября по 15 сентября, может продолжаться в течение года. Индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября в соответствии с расписанием занятий, составленным учителем-логопедом. Расписание логопедических занятий составляется таким образом, чтобы предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях. В соответствии с СанПиН продолжительность индивидуальных занятий с детьми 4-го года жизни составляет 15-20 минут, 5- го, 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Учебный план №п/п Название периода 1 2 3 Количество часов всего теория практика 1 период(сентябрь, октябрь, 21 10 11 ноябрь) 2 период 20 10 10 (декабрь,январь,февраль) 3 период (март,апрель,май) 23 10 13 Формы аттестации/контроля Открытое занятие для родителей Открытое занятие для родителей Открытое занятие для родителя. Праздник «День рождения звука» Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР, зачисленных на занятия «Звукарики» Направления работы 1. Выработка Развитие общих четкого, речевых навыков координированного движения органовречевого аппарата. 2. Обучение 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить с различными видами 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. 1. Разработка Звукопроизношение речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). 1. Работа над Работа над односложными слоговой словами со структурой слова стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трехсложными словами без интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. выразительностью речи. 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и 2. Автоматизация и дифференциация дифференциация поставленных поставленных звуков. звуков. 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звукослоговой структурой (квадрат, стечения согласных согласных в начале (малина, василек). слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). 1. Развитие 1. Определение 1. Составление Развитие языкового наличия звука в схемы слова с анализа, синтеза, способности узнавать и различать слове. выделением представлений неречевые звуки. 2. Определение ударного слога. (фонематического, 2. Развитие места звука в слове. 2. Выбор слова к слогового, анализа способности 3. Выделение схеме. предложения) узнавать и различать гласных звуков в 3. Выбор звуки речи по высоте положении после графической схемы и силе голоса. согласного в слоге. к слову. 3. 4. Осуществление 4. Дифференциация анализа и синтеза Преобразование речевых и неречевых прямого слога. слов за счет замены звуков. 5. Выделение одного звука или 4. Знакомство согласного звука в слога. детей с анализом и начале слова. 5. Подбор слова с синтезом обратных 6. Выделение заданным слогов. гласного звука в количеством звуков. 5. Преобразование конце слова. 6. Определение слогов за счет 7. Знакомство с последовательности изменения одного понятиями звуков в слове. звука «Твердый — мягкий 7. Определение 6. Выделение звук», и «Глухой — количества и звука из ряда других звонкий звук». порядка слогов в звуков 8. Различение слове. 7. Выделение слов, близких по 8. Составление ударного гласного в звуковому составу. слов из заданной начале слова, 9. Определение последовательности выделение количества слогов звуков. последнего (гласных) в слове. 9. Составление согласного звука в 10. распространенных слове. Дифференциация на предложений 8. Выделение слух сохранных среднего звука в звуков по твердости односложном слове. — мягкости, 9. Практическое глухости — усвоение понятий звонкости. «Гласный — 11. Составление Согласный звук». предложений с определенным словом. 12. Анализ предложения из 2-3 слов. Расширение и Расширение и Расширение и Лексика уточнение словаря уточнение словаря уточнение словаря по темам: по темам: по темам: Сентябрь «До Декабрь«Зима», Март «Весна, 8 свидания, лето!», «Зимующие птицы», марта», «Семья. «Осень» «Одежда, обувь», Человек. Части Октябрь «Огород», «Сад», «Деревья», «Грибы. Ягоды» Ноябрь«Перелетн ые птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Дикие животные» 1. Отработка Грамматический строй речи (по падежных лексическим темам окончаний имен существительных периода) единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6. Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами по темам 7. Согласование числительных два и пять с существительными. Лексические «Новогодний праздник». Январь«Спорт зимой», «Транспорт. Профессии на транспорте. ПДД», «Дом. Профессии на стройке» Февраль«Мебель», «Комнатные растения», «Защитники Отечества», «Наше село» 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детенышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения тела», «Посуда», «Продукты. Откуда хлеб пришел?» Апрель «Рыбы», «Планета Земля», «Зоопарк», «Профессии». Май «Полевые и садовые цветы», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Времена года» 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый). 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами. 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем темы: Сентябрь «До свидания, лето!», «Наше село», «Осень» Октябрь «Огород», «Сад», «Деревья», «Грибы. Ягоды» Ноябрь «Перелетные птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Дикие животные» Развитие речи связной 1. Составление простых распространенных предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов по темам. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. Лексические темы: Декабрь«Зима», «Зимующие птицы», «Одежда, обувь», «Новогодний праздник». Январь«Спорт зимой», «Транспорт. Профессии на транспорте. ПДД», «Дом. Профессии на стройке» Февраль«Мебель», «Комнатные растения», «Защитники Отечества», «Наше село» 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. сложения (пароход, самолет, кашевар). Лексические темы: Март «Весна, 8 марта», «Семья. Человек. Части тела», «Посуда», «Продукты. Откуда хлеб пришел?» Апрель «Рыбы», «Планета Земля», «Зоопарк», «Профессии». Май «Полевые и садовые цветы», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Времена года» 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. - План индивидуальной коррекционной работы на каждого ребенка I.Подготовительный этап Задача: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них; б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях; в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж). II. Формирование произносительных умений и навыков Задачи: а) устранять дефектное звукопроизношение; б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Виды коррекционной работы на 1.Постановка звуков в такой последовательности: свистящие С, 3, Ц, С’, 3' шипящий Ш соноры Л, Ль шипящий Ж соноры Р, Р' шипящие Ч, Щ данном этапе: Способ постановки: Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»; для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах: По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе: а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных; б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. 3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах. Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах. 4.Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом. 5.Дифференциация звуков: С – З, СЬ – Ц, С – Ш; Ж – З, Ж – Ш; Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ; Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш; Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л 6.Автоматизация в спонтанной речи. (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.). Методы коррекционной логопедической работы: 1. Наглядные - непосредственное наблюдение и его разновидности; -опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам); 2. Словесные -чтение и рассказывание художественных произведений; -заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др. - пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал; 3. Практические - дидактические игры и упражнения; - игры-драматизации и инсценировки; - хороводные игры и элементы логоритмики Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются: - общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.); - культурная языковая среда (дома и в детском саду); - обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетикофонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы); - художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду); - изобразительное искусство, музыка, театр; Календарный учебный график Календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 253 города Екатеринбурга, разработанным в соответствии: ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 г.; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также нормативными документами: Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2). Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28). Устав МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 253. Содержание Возрастная группа Старшая группа (5-6 Подготовительная к школе лет) группа (6 -7 лет) 1 Количество возрастных групп в каждой параллели 1 Сроки начала 03 октября 2022 г. образовательной деятельности 03 октября 2022 г. Выходные и 3,4,10,11,17,18,24,25 сентября; праздничные дни 1,2,8,9,15,16,22,23,29,30 октября; 4,5,6,12,13,19,20,26,27 ноября; 3,4,10,11,17,18,24,25,31 декабря; 1,2,3,4,5,6,7,8, 14,15,21,22,28,29 января: 4,5,11,12,18,19,23,24,25,26 февраля; 4,5,8,11,12,18,19,25,26 марта 1,2,8,9,15,16,22,23,29,30 апреля; 1,6,7,8,9,13,14,20,21,27,28 мая Сроки окончания 31 мая 2023 года образовательной деятельности 31 мая 2023 года Продолжительность 36 недель учебного года 36 недель Продолжительность 5 дней учебной недели 5 дней Продолжительность 25 минут занятия 30 минут Количество занятий 2 в неделю 2 Продолжительность 10 минут перерыва между занятиями 10 минут 25 минут 30 минут Объем образовательной нагрузки в день во второй половине дня Объем недельной 50 минут образовательной нагрузки 60 минут 2.4.Планируемые результаты Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров, в соответствии с ФГОС ДО. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка: Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире. Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в индивидуальных картах развития детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в школьных знаниях , обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Промежуточные планируемые результаты Ребенок 4-6 лет, посещающий занятия по программе « Звукарики», должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками: Нормализация фонетической стороны речи: - правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; - Дифференцирует все изученные звуки; Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств; - в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания. Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом; - использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования; - составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности: - способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры; - способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); - правильно употребляет соответствующие термины. Ребенок 6-7лет, посещающий занятия по программе « Звукарики», должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками : Нормализация фонетической стороны речи: - правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи; - Дифференцирует все звуки; Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы); - свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора. Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; - использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения; - самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; - называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Формирование звуковой аналитико-синтетической активности: - воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи; - способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4); - способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов; - способен проводить звуковой анализ слов; - понимает смыслоразличительную роль фонемы. III.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать: - экспериментирование с доступными детям материалами; - двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон: 1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы: -материалы по обследованию речи детей; -методическая литература по коррекции речи детей; -учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи; -пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах). 2. Информационная зона для педагогов и родителей Она расположена на планшетах (стендах): в приемных групп, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц. 3. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа. Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, магнитной азбукой. 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы: 1. Обследование звукопроизношения. 2. Обследование понимания речи. 3. Обследование связной речи. 4. Обследование грамматического строя речи. 5. Обследование состояния словарного запаса. 6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. 7. Обследование слоговой структуры слова. 8. Счетный материал для обследования. 9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6 частей. Для формирования правильного звукопроизношения: 1. Артикуляционные упражнения (карточки). 2. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах. 3. Картотеки индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков. 4. Пособия для работы над речевым дыханием. 5. Предметные картинки на все изучаемые звуки. Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа: 1. Цветные фишки для звукобуквенного анализа. 2. Предметные картинки на дифференциацию звуков. 3. Тексты на дифференциацию звуков Для обучения грамоте: 1. Магнитный алфавит. 2. Настенный алфавит. 3. Схемы для анализа предложений. 4. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги. Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи: Предметные картинки по лексическим темам. Для развития связной речи: 1. Сюжетные картинки. 2. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов. 3. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов. ИГРУШКИ 1. Кукла большая – 1 шт; 2. Кукла маленькая – 1 шт; 3. Набор овощей и фруктов – 1 шт; 4. Наборы домашних и диких животных – 1 шт; 5. Набор посуды; 6. 7. 8. 9. Пирамидка; Матрешка; Мяч маленький – 1 шт; Мягкие игрушки – в ассортименте. 3.3 Кадровое обеспечение Уровень квалификации работников, реализующих программу дополнительного образования « Звукарики», должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности учитель-логопед, а также квалификационной категории. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий Использованная литература: 1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционноразвивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80 2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990. 5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008. 6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008 7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. 8. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016. 9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание). 10. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»: Сб. методических рекомендаций. 240 с.- Спб.: ДетствоПресс, 2000. 11. Глухов В.П. «Методика логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи», Екб.: Центр проблем детства, 2000 г. 12. Жукова Н. С. «Букварь» Екатеринбург Издательский дом ЛИТУР 2007 г. 13. Лопухина И.С. «Речь. Ритм. Движение», Спб.: Корона принт, 2004 г. 14. Нищева Н.В. «Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002 г. 15. Нищева Н.В. «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп», Спб.: детство-пресс, 2010 г. 16. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Рос- сийской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html