Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направления Тестопластика

Содержание программы
1.

Пояснительная записка

3

2.

Объём

8

3.

Содержание

10

3.1

Перспективный план для среднего дошкольного
возраста

11

3.2

Перспективный план для старшего
дошкольного возраста

17

3.3

Перспективный план для подготовительной к
школе группы

26

4.

Учебный план

36

4.1

Календарный учебный график

37

5.

Ожидаемые результаты реализации программы

39

6.

Материально-техническое обеспечение

40

7.

Формы подведения итогов реализации
программы
Список литературы

41

8.

2

43

I Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Тестопластика» (далее
– Программа) направлена на достижение цели и решение задач
художественно-эстетического развития детей от 4 до 7 лет.
Программа разработана на основе
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам,
утверждённый
Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196»;
 Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
 Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 28 января 2021 года № 2).
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 28
сентября 2020 года № 28).
 Устав МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 253.
3

Актуальность. Внутренний мир ребенка с особыми возможностями
здоровья (тяжёлое нарушение речи, задержка психического развития,
умственная отсталость,) очень сложен. Задача педагога открыть этот мир,
помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным
членом общества, развивать пассивную и активную речь ребенка, раскрыть
творческие способности, привить эстетический вкус.
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы
художественно - эстетического освоения мира, в частности лепка.
Лепка является одним из средств эстетического воспитания детей
дошкольного возраста, способствует развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления, ручной умелости, формирует эстетические
вкусы, развивает чувство прекрасного, что отвечает запросу родителей
(законных представителей).
Одним из популярных материалов для лепки в последнее время
становится солёное тесто, имеющее ряд преимуществ:
 легко отмывается, не оставляет следов;
 безопасно;
 не липнет к рукам;
 возможности раскрашивания любым материалом;
 сушка на воздухе;
 быстрота и легкость приготовления;
 возможность использования готового изделия в игре.
По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего
рода
упражнения,
оказывающие
помощь
в
развитии
тонких
дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений,
необходимых в работе с детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут
оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько
велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов,
расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи,
особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир
в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают
представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы
получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого
мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластике
широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев,
упражнения для рук с предметами.
4

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи,
памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и
координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если
скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.
В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют
свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 253 посещают дети с
задержкой психического развитии, с тяжелым нарушением речи, для которых
развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания,
мышления, моторики и координации движений и т.д.) просто необходима.
Программа дополнительного образования имеет художественную
направленность и рассчитана на детей 4 – 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в
неделю. Длительность занятий с детьми среднего дошкольного возраста
составляет 20 минут, старшего дошкольного возраста 25-30 мин. Общее
количество детей в группе среднего возраста -10 чел. (на занятия дети
делятся на подгруппы по 5 человек), в группе старшего возраста – 10 чел..
Цель программы: развитие познавательно-творческой активности
дошкольников в процессе освоения техники изобразительной деятельности
«тестопластика».

Задачи программы:
 Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее
возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями,
необходимыми для изготовления изделий из
соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике
рисунка акварелью и гуашью.
 Развивающие:
5

– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
 Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить
начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со
сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
 Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и
прищипыванием;
– использовать в работе различные способы лепки: пластический,
конструктивный, комбинированный, а также различные приемы лепки:
скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание,
прижимание, примазывание.
Форма организации занятий:
 фронтальная работа;
 самостоятельная работа с раздаточным материалом;
 постановка и разрешение ситуаций;
 экспериментирование.
Программа базируется на следующих основных принципах:
 Цикличности: построение содержания программы с постепенным
усложнением от возраста к возрасту;
 Принцип обогащения сенсорного опыта;
 Последовательности и систематичности;
 Культурного обогащения, содержания деятельности по тестопластике,
в соответствии с особенностями познавательного развития детей
разных возрастов;
 Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской активности;
 Игрового обучения;
6

 Педагогики сотрудничества.
Используемые образовательные технологии:
 Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
 Развивающего обучения и воспитания
 Наглядных средств обучения
Методы:
1. Словесные – чтение сказок, стихов, разучивание загадок, пословиц,
поговорок. Составление рассказов, сказок, обсуждение тем занятий.
2. Наглядные – показ тематического материала, наблюдения.
3. Практические – изготовление изделий из соленого теста, участие в
выставках, использование изделий в сюжетных игра.
Организационные формы: упражнения, развивающие игры, сюрпризный
момент, физкультминутки, беседы, творческие задания включены как в
групповые, так и подгрупповые.
Возраст
детей,
участвующих
общеобразовательной программы

в

реализации

дополнительной

Данная программа предназначена для детей 4-7 лет.
Особенности художественно-творческого развития детей среднего
дошкольного возраста
Проявляет интерес к произведениям народного, декоративноприкладного и изобразительного искусства с понятным для него
содержанием, задает вопросы.
Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с
изобразительными и пластическими материалами, используя различные
способы действия с ними, деталями конструктора.
В художественном творчестве в штрихах, мазках и в пластической
форме улавливает образ и рассказывает о нем.
Действуя с пластическим материалом (глиной, пластилином,
пластической массой) отщипывает или отрывает от основного куска
небольшие комочки и раскатывает их круговыми и прямыми движениями
ладоней рук; соединяет готовые части друг с другом; украшает созданные
изображения с помощью стеки и налепов.
Особенности
художественно-творческого
развития
детей
старшего дошкольного возраста
На 6-ом году жизни ребенок проявляет устойчивый интерес к
произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного
искусства.
7

Интересуется материалом, из которого выполнены работы, их
содержанием. Понятно для окружающих рисует и лепит то, что для него
(мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо.
Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной
литературе и природе простые сюжеты для изображения и передает их с
помощью доступных средств выразительности (формы, пропорций, цвета).
Лепит из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев,
может сглаживать места соединения; оттягивает детали пальцами от
основной формы.
На 7-ом году жизни ребенок создает новое произведение, придумывает
варианты одной и той же темы, отталкиваясь от отдельных признаков
действительности в сочетании с направленностью воображения на решение
определенной
творческой
задачи;
подчиняет
свое
воображение
определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану, внося в него
некоторые коррективы.
В лепке создает изображения с натуры и по представлению, передавая
характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия
в величине деталей: использует разные способы лепки (пластический,
конструктивный, комбинированный); лепит из целого куска пластического
материала (моделирует форму кончиками пальцев, сглаживает места
соединений, оттягивает детали пальцами от основной формы, украшает
созданные изображения с помощью налепов и путем процарапывания узора
стекой).

II. Объём
Программа предназначена для детей среднего и старшего
дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Принцип формирования групп – возрастной.
Первый год обучения – дети четырёх - пяти лет;
второй год обучения – дети пяти-шести лет;
третий год обучения – дети шести-семи лет.
Количество детей в группе – максимально 10 – 15 человек в
соответствии с требованиями по охране жизни и здоровья детей.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Срок реализации программы: 3 года, каждый год обучения – 64 часа.
Формы и режим занятий
Формы организации работы групповая, индивидуально-групповая.
Примерный режим работы – 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц); в
8

соответствии с СанПин длительность занятия:
- для детей среднего возраста: 20мин.,
- детей старшего дошкольного возраста: 25– 30 мин.

III. Содержание
Перспективное планирование программы средний дошкольный возраст
Тема
занятия
Знакомство
с
тестопласт
икой

Овощи в
корзинке.

Чашки для
кукол.

Ёжик

Задачи
Познакомить со всем
необходимым, что может
пригодиться при работе с
тестом.
Техника безопасности.
Экспериментирование
Закреплять навык
скатывания круглых форм
приём «вытягивание».
Развивать творческие
способности.
Воспитывать умение
работать в
микроколлективе.
Учить создавать
полую форму из шара.
Развивать навык рисования
тычком или ватной
палочкой.
Приобщать детей к
творчеству.
Учить лепить ёжика.
Дополнять объект
необходимыми деталями

Кол-во часов

Оборудов
ание

теор
ия

практ
ика

Мука, соль,
вода, посуда
для
замешивани
я теста

10
мин.

10
мин.

5мин.

15мин.

Анализ работ

5мин.

15мин.

Анализ работ

5мин.

15мин.

Анализ работ

Формы
аттестации
/контроля

Готовое
солёное
тесто,
подставки
под готовые
работы.
Готовое
солёное
тесто,
ватные
палочки,под
ставки под
готовые
работы
Готовое
солёное
тесто,
9

для выразительного образа
(иголки)

Ёжик

Уточка

Уточка

Кошечка

Кошечка

Браслет.

Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски, для
раскрашивания своей
готовой поделки
Учить лепить уточку,
анализировать строение
предмета, форму и размер
отдельных частей,
закреплять умение
выгибать готовую форму в
дугу, оттягивание части
(хвост, клюв)
Продолжать побуждать
детей к творческой
активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски для
раскрашивания

подставки
под готовые
работы,
вода, кисти,
зубочистки
Высушенное
готовое
изделие,
кисти,
краски, вода

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.

15мин.

Взаимоанализ
работ

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.

15мин.

Взаимоанализ

Готовое
тесто, кисти,
подставки
для готовых
работ

Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

Развивать навыки работы с
Тесто, стеки,
тестом, закреплять умение
вода, кисти,
преобразовывать шар в
подставка
овал, делать надрезы стекой
под готовые
(лапы)
изделия
Продолжать побуждать
детей к творческой
активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски для
раскрашивания
Учить вырезать по шаблону
стекой.
Продолжать развивать
навык нанесения узора
ватными палочками.
Воспитывать чувство
радости от проделанной

Тесто, стеки,
вода, кисти,
подставка
под готовые
изделия
Тесто, стеки,
вода,
кисти,стеки,
подставка
под готовые
изделия

10

работы.

Медвежоно
к

Учить изготавливать из
теста плоскостные изделия,
скреплять части водой

Способствовать
приобретению навыков и
умений собственной
творческой
изобразительной
деятельности детей
Продолжать учить лепить
полую форму из шара.
Колокольчи Развивать умение наносить
элементарные элементы
к.
Дымковска дымковской росписи.
я роспись. Воспитывать чувство
радости от проделанной
работы.
Продолжать развивать
навыки работы с тестом.
Снеговик
Закреплять умение
скреплять отдельные части
изделия
Побуждать детей к
творческой активности,
Снеговик
самостоятельности при
подборе цвета краски, для
раскрашивания своей
готовой поделки
Медвежоно
к

Тесто, стеки,
вода, кисти,
подставка
под готовые
изделия
Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

Выставка
работ

Тесто, вода,
кисти,
подставка
под готовые
изделия
Тесто, вода,
кисти,
подставка
под готовые
изделия
Тесто, вода,
кисти,
подставка
под готовые
изделия

Новогодняя
рамка

Учить детей изготавливать
новогоднюю рамку по
образцу, используя
природный материал

Тесто,
картон,
прямоугольн
ые формы
20*15,
ракушки,
фасоль,
горох, вода,
кисти

Ёлочка в

Продолжать учить детей

Тесто, стеки,
11

Выставка
работ

новогодней
рамке
Ёлочка в
новогодней
рамке

По замыслу

Поднос.
Гжель.

Мышонок

Мышонок

Крокодил

Крокодил

изготавливать плоскостные
изделия, работать по
образцу
Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски, для
раскрашивания своей
готовой поделки
Учить детей
самостоятельно определять
содержание своей работы.
Закреплять разнообразные
приёмы лепки
Закреплять приёмы лепки:
скатывание,
расплющивание.
Продолжать развивать
творческие способности.
Воспитывать
необходимость украшать
свой быт.
Продолжать развивать
навыки работы с тестом,
умение работать по образцу
Продолжать закреплять
навыки рисования краской.
Побуждать к творческой
активности
Учить лепить крокодила.
Дополнять объект
необходимыми деталями
для выразительного образа
Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски, для
раскрашивания своей
готовой поделки

вода, кисти,
бусинки
Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.

15мин.

Презентация
работ

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

Тесто, вода,
кисти,
подставки

Тесто, вода,
кисти,
подставки

Тесто, вода,
кисти,
подставка
под готовые
изделия
Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода
Тесто, вода,
стеки,
подставка
под готовые
изделия
Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

12

Выставка
работ

Выставка
работ

Улитка

Улитка

Божья
коровка

Божья
коровка

Гусеница

Гусеница

Сердечко

Учить лепить улитку путём
сворачивания колбаски по
спирали. Дополнять объект
необходимыми деталями
для выразительности образа
(рожки)

Тесто, вода,
кисти,
подставка
под готовые
изделия,
зубочистки
(рожки)

Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски, для
раскрашивания своей
готовой поделки

Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

Продолжать учить детей
лепить из солёного теста по
образцу

Тесто, вода,
кисти,
подставка
под готовые
изделия,
стеки,
зубочистки
(усики)

Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски, для
раскрашивания своей
готовой поделки
Побуждать к творческой
активности,
самостоятельности в
моделировании гусеницы:
характерные особенности
движения (изгиб),
настроения
Продолжать закреплять
имеющиеся навыки
рисования красками, учить
применять цвет, как
средство передачи
настроения
Продолжать побуждать к
творческой активности,
самостоятельности в
моделировании сердечка.
Учить украшать изделие
различными узорами,
приемом налепа

Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

5мин.

15
мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.
Тесто, вода,
кисти,
подставки

Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

Тесто, вода,
кисти,
подставки

13

5мин.
Сердечко

Танк

Танк

Открытка
для
мамочки

Открытка
для
мамочки

Зайчик

Продолжать закреплять
навыки рисования краской.
Побуждать к творческой
активности
Учить лепить военную
технику. Добиваться в
лепке наибольшей точности
в передаче образа.
Использовать в работе
разнообразные приёмы
лепки. Воспитывать
интерес и уважение к
защитникам Отечества

Продолжать закреплять
навыки рисования краской.
Побуждать к творческой
активности

Продолжать учить детей
изготавливать плоскостные
изделия (цветы).
Использовать в работе
разнообразные приемы
лепки
Продолжать закреплять
имеющиеся навыки
рисования красками, учить
применять цвет, как
средство передачи
настроения
Продолжать учить детей
изготавливать плоскостные
изделия. Использовать в
работе разнообразные
приемы лепки

Выставка
работ

Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода
5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.

15мин.

Выставка
работ

5мин.

15мин.

.

Тесто, вода,
кисти,
подставки,
стеки,
палочка
(дуло)

Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода
5мин.
Тесто, вода,
кисти,
подставки,
стеки
Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода
Тесто, вода,
кисти,
подставки,
стеки

14

Зайчик

Лошадка

Лошадка

Это я

Это я

Мой дом

Мой дом

Ракета

Ракета

Продолжать закреплять
имеющиеся навыки
рисования красками, учить
применять цвет, как
средство передачи
настроения
Развивать навыки работы с
тестом, закреплять умение
преобразовывать шар в
овал, делать надрезы стекой
Продолжать побуждать
детей к творческой
активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски для
раскрашивания
Учить детей лепить своё
лицо, выделяя свои
особенности
Продолжать закреплять
имеющиеся навыки
рисования красками, учить
применять цвет, как
средство передачи
настроения
Побуждать детей к
творческой активности.
Продолжать развивать
воображение, фантазию
Продолжать развивать
имеющиеся навыки
рисования красками,
самостоятельности при
подборе цвета краски для
разукрашивания своей
готовой поделки
Продолжать развивать
навыки работы с тестом.
Закреплять умение
скреплять отдельные части
изделия
Способствовать

Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

5мин.

15мин.

Тесто, вода,
кисти,
подставки,
стеки

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

Высушенны
е готовые
изделия,
краски,
кисти, вода

Выставка
работ

Выставка
работ

Тесто, вода,
кисти,
подставки,
стеки
Высушенны
е готовые
изделия,
1краски,
кисти, вода
Соль, тесто,
вода, кисти,
стеки
Готовое
изделие,
кисти,
краски, вода

Выставка
работ

Выставка
работ

Соль, тесто,
вода, кисти,
стеки
Готовое
15

5мин.

Выставка

Стрекоза

Стрекоза

Весенняя
полянка

Весенняя
полянка

Рыбка

Рыбка

приобретению навыков и
умений собственной
творческой
изобразительной
деятельности детей
Учить лепить стрекозу,
анализировать строение
предмета, форму и размер
отдельных частей

изделие,
кисти,
краски, вода

Соль, тесто,
вода, кисти,
стеки

Продолжать закреплять
навыки рисования краской.
Побуждать к творческой
активности

Готовое
изделие,
кисти,
краски, вода

Продолжать учить детей
лепить насекомых, цветов,
используя различные
способы лепки

Готовое
соленое
тесто, вода,
кисти, стеки,
зубочистки

Побуждать детей к
творческой активности.
Продолжать развивать
воображение, фантазию.
Развивать композиционные
умения – размещать
несколько изделий,
создавая композицию
1
Продолжать учить лепить
из соленого теста
плоскостные изделия,
соединять необходимые
детали (плавники), украшая
рыбку природным
материалом (чешуя, глаз)
Продолжать закреплять
навыки рисования краской.
Побуждать к творческой
активности

работ

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

Выставка
работ

Выставка
работ

Готовое
изделие,
кисти,
краски, вода

Соль, тесто,
кисти, вода,
подставки,
семечки
арбуза,
горох, стеки
Готовое
изделие,
кисти,
краски, вода

16

Выставка
работ

Черепаха

Черепаха

Ушастые
пирамидки

Ушастые
пирамидки

По замыслу

По замыслу

Продолжать учить детей
лепить из солёного теста по
образцу

Побуждать детей к
творческой активности,
самостоятельности при
подборе цвета краски, для
раскрашивания своей
готовой поделки

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

5мин.

15мин.

Соль, тесто,
вода, кисти,
стеки

Выставка
работ

Готовое
изделие,
кисти,
краски, вода

Учить детей лепить
пирамидку из дисков
разной величины с
верхушкой в виде головы
животного. Развивать
чувство формы, величины

Соль, тесто,
вода, кисти,
стеки

Побуждать детей к
творческой активности.
Продолжать развивать
воображение, фантазию

Готовое
изделие,
кисти,
краски, вода

Продолжать учить детей
самостоятельно определять
содержание своей работы.
Развивать воображение,
фантазию, моторику.
Закреплять разнообразные
приемы лепки
Побуждать детей к
творческой активности.
Продолжать развивать
воображение, фантазию

5мин.

Выставка
работ

Соль, тесто,
вода, кисти,
стеки
Готовое
изделие,
кисти,
краски, вода

Выставка
работ

Перспективное планирование программы старший дошкольный возраст
Тем
Задачи
Оборудов Кол-во час. Формы
17

Листок с Божьей коровкой
2 занятия

а
заня
тия

аттестации

ание
теори практ
я
ика
1. Приготовьте соленое тесто.
2. Скатайте из теста шарик
размером примерно с куриное
яйцо.
3. На посыпанной мукой
поверхности с помощью скалки
раскатайте из него лепешку
толщиной приблизительно 5 мм.
Тесто можно размять в лепешку
руками. Такое упражнение
особенно полезно детям.
4. Приложите к раскатанному
тесту настоящий кленовый лист и
придавите, чтобы получился
отпечаток с прожилками. Если под
рукой нет настоящего листа,
можно использовать шаблон.
5. Убрав образец, ножом обрежьте
изделие по контуру.
6. С помощью широкого ножа
перенесите изделие на противень
для просушки.
7. Божью коровку вылепите из
небольшого шарика.
8. После просушки раскрасьте
божью коровку акварельными
красками.

10
15
Соленое
минут минут
тесто,
скалка,
краска,
картинки с
изображение
м божьей
10
15
коровки,
минут минут
осенних
листочков.

18

Анализ
работ

Выставка
работ

Бусы
2 занятия
Подсолнух
2 занятия

1. Тщательно вымешенное тесто с
помощью скалки раскатайте в
лепешку толщиной 5—7 мм.
Соленое
2. При помощи формы для
тесто,
выпечки вырежьте необходимое
скалка,
количество элементов бус.
краска,
3. При помощи подручных
бусы, бисер
инструментов украсьте элементы
разных
узорами. Используя обратную
размеров
сторону колпачков фломастеров,
сделайте отпечатки цветов,
звездочек, снежинок и т. д.
4. С помощью зубочистки
проделайте в верхней части
элементов отверстия для нитки.
Зубочистки необходимо оставить в
изделии до полного его
высыхания, иначе при запекании
отверстия могут затянуться.
5. Скатайте несколько одинаковых
шариков из теста.
6. Аккуратно, с помощью
зубочистки, проделайте в каждом
шарике сквозное отверстие.
Зубочистки следует оставить в
шариках до полного высыхания.
7. По окончании сушки удалите
зубочистки.
8. При желании бусы можно
раскрасить.
9. Соедините элементы с помощью
иголки и прочной нитки.
1. Скатайте длинную колбаску для
Соленое
стебля.
тесто,
2. Для серединки цветка скатайте
Жареные
сплющьте шарик.
семечки
3. Заполните его обычными
подсолнуха,
семечками, острым концом втыкая
Стека
в тесто.
Кисти,
4. Для листьев и лепестков
Краски,
скатайте шарики, сплющьте их в
Пластмассов
лепешки и заострите на конце.
ый нож
5. Смочите водой и присоедините
все детали.
6.Просушить изделие.
7.Раскрасить красками.

19

10
15
минут минут

10
15
минут минут

Анализ
работ

Выставка
работ

10
15
минут минут

10ми
н.

15мин

Выставка
работ

1. Скатайте шарик для туловища и
сплющьте его в продолговатую
лепешку.
2. Для головы скатайте шарик,
сплющьте и вытяните, прилепите
носик и глазки из шариков.
3. Для ушей и хвоста скатайте 2
шарика и сплющьте в лепешки.
4. Скатайте 4 короткие колбаски
для ножек.
5. Смочите влажной кисточкой и
присоедините все детали.

10

Соленое
минут минут
тесто, Стека,
Нож,
Краски,
Ткань
(мешковина)
, Клей ПВА

Рамка
Собачка
2 занятия

15

10

1. Чтобы сделать рамку, скатайте
колбаски: 2 длинные — по длине
длинной стороны прямоугольника
и 2 короткие. Смочите края
колбасок и уложите вокруг панно.
2. Прокатайте по колбаскам
скалку, но нажимайте не слишком
сильно.
3. Рамке нужен декор-украшение.
Пусть это будет любимое
лакомство для собачек —
сахарные косточки. Раскатайте
тонкую колбаску и нарежьте на
равные отрезки, в середине
сожмите пальчиками, а с боков
надавите стекой.
Оформление: Вырежьте картон
и ткань по размеру рамки и
приклейте их к ней с обратной
стороны клеем ПВА. Приклейте
петельку.

15

минут минут

20

Презентация
работ

Мышки и сыр
2занятия

Мышка:
1. Скатайте шарик из фольги и
облепите его тестом, вытяните
мордочку.
2. Для носика скатайте маленький
шарик, смочите водой и приклейте
на кончик мордочки.
3. Сплющьте 2 маленьких шарика
в лепешки — это ушки. Укрепите
их на голове.
4. Для хвоста сделайте сначала
углубление в туловище острием
стеки, затем вставьте кусочек
шерстяной нитки — хвост.
Приклейте ее клеем.
5. Для глаз скатайте 2 шарика.
Кусочек сыра
1. Скалкой раскатайте шарик в
пластину. Вырежьте ножом
кусочек сыра любой формы.
2. Тупым концом карандаша
сделайте дырки.
3. Хорошо просушите изделия из
теста, раскрасьте красками, снова
просушите, покройте бесцветным
лаком.
4. Усы можно сделать так:
нарежьте небольшие кусочки
тонкой рыболовной лески и
вставьте их в сырое тесто с обеих
сторон на мордочке мышки. При
невысокой температуре — до
125°С — мышек можно
просушить в духовке, — леска не
расплавится.
Совет: Некоторые дырочки на
сыре делайте только до середины
его глубины.

Соленое
10
15
тесто, Стека,
Шерстяные минут минут
нитки,
Кусочки
лески,
Кисти,
Краски,
Клей,
Фольга,
Скалка,
Доска для
лепки, Клей
ПВА
10
15
минут минут

21

Выставка
работ

Ежик с яблочком.
2занятия

1. Скатайте шарик, слегка
сплющите его, вытяните и
заострите мордочку.
2. Рядами сверху вниз ножницами
вырежьте на спине у ежа иголки.
3. Для носика и глаз скатайте
маленькие шарики и приклейте их.
4. Для яблока скатайте шарик.
Вставьте тонкую веточку-черенок
Совет: Вырезайте иголочки на
спине у ежа очень аккуратно, пока
тесто еще не высохло, — они
очень нежные и их легко смять.
Если такие иголки вам сделать
сложно, не огорчайтесь: проткните
острой стекой или спичкой в
спинке дырочки, и у вас получится
симпатичная зверюшка.

Соленое
10
тесто, Стека,
Кисти,
минут
Краски,
Маникюрны
е ножницы с
закругленны
ми концами,
Тонкая
10
веточка.
минут

22

15
минут

15
минут

Курочки в гнезде
2 занятия

1. Для туловища курочки скатайте
шарик нужного размера.
2. Вытяните хвостик, слегка
сплющив его руками и приподняв
вверх.
3. С помощью ножа прорежьте на
хвосте перышки.
4. Голову вылепите из шарика
соответствующего размера.
5. Соедините голову и туловище
курочки, используя половину
зубочистки.
6. Вылепите гребешок из трех
маленьких шариков.
7. Прикрепите клюв, наметьте
глаза.
8. Для изготовления крыльев
скатайте два небольших шарика,
сплющите их в две одинаковые
лепешки. Ножом прорежьте
перышки.
9. Соедините крылья с туловищем,
предварительно смочив места
контакта. Прижав крылья к
туловищу, немного подержите,
чтобы детали хорошо склеились,
иначе во время сушки они могут
сползти и курочка получится с
опущенными крыльями.
10. Украсьте изделие деталями.
Петушок должен быть с бородкой.
Курочка может быть с бантиком.
11. По окончании сушки
нарисуйте на крыльях и грудке
узор, выкрасите оперение.

10
15
минут минут
Соленое
тесто,
скалка,
краска,
бусы, бисер
разных
размеров

10
15
минут минут

23

Выставка
работ

Овечка
2 занятия
Поросенок
2 занятия

1. Скатайте из теста шарик.
10
15
Положите его на доску для лепки
и прижмите ладонью так, чтобы он
Соленое
минут минут
расплющился и получился овал, — тесто, Стека,
это туловище.
Кисти,
2. Скатайте еще шарик, но
Краски,
меньшего размера, для головы
Баночка с
овечки. Придайте ему форму
водой,
овала, присоедините к туловищу.
Карандаш.
3. Для лапок приготовьте 4
короткие колбаски, для ушек — 2
10
15
лепешки, для глаз — маленькие
шарики.
минут минут
4. Украсьте спинку овечки
шерстью — маленькими
шариками. Для этого смочите
каждый шарик водой и прижмите
острием карандаша.
Совет Шерсть у овечки можно
сделать по-другому, например
выдавливая тесто через пресс для
чеснока. Слепите несколько
фигурок овечки и придумайте
композицию, дополните ее стогом
сена, луговыми цветами и
поместите работу в рамку.
1. Для туловища скатайте шар и
Соленое
10
15
придайте ему форму овала.
тесто, Стека,
2. Для головы скатайте шар,
Кисти,
минут минут
насадите его на зубочистку и
Краски,
вставьте в туловище.
Баночка с
3. Пятачок — это приплюснутый
водой,
шарик с двумя дырочками,
зубочистки
проколотыми тупым концом
карандаша.
10
15
4. Ушки — лепешечки,
заостренные на конце. Смочите их
минут минут
влажной кисточкой и
присоедините к голове.
5. Для ног скатайте 2 колбаски,
сделайте надрез стекой на одном
конце, другой присоедините к
туловищу.
6. Для тазика раскатайте шар,
придайте ему овальную форму,
сделайте стекой углубление.
Посадите поросенка в тазик.

24

Выставка
работ

Выставка
работ

Двое из ларца
2 занятия
Снеговик
2 занятия

1. Скатайте шарики необходимого
размера.
2. Вылепите из них круглые
лепешки для туловища и головы.
Пользоваться скалкой не следует,
лучше размять лепешки руками.
3. Соедините детали.
4. Сделайте веселые мордашки.
5. Вылепите из колбасок ручки и
ножки.
6. Обязательно вылепите
рукавички и обувь.
7. Прически сделайте при помощи
чесночницы.
8. Сделайте шапки с помпонами и
«наденьте» их на головы, склеив
детали водой.
9. Украсить фигурки можно
бантами, шарфами, пуговицами и
т. д.
После просушки изделия
раскрасить акриловыми или
акварельными красками.
1. Скатайте три шарика разного
размера.
2. Смазав детали водой, соедините
их с помощью зубочистки. Если
пренебречь этим советом, при
сушке фигурка осядет и потеряет
форму.
3. Сделайте глазки и рот. Для
этого можно воспользоваться
ампулой шариковой авторучки.
4. Слепите нос-морковку.
5. Украсьте фигурку различными
мелкими деталями. Наденьте
снеговику шляпу, шапку или
цилиндр.
После сушки снеговика можно
раскрасить акварельными или
акриловыми красками.

Соленое
тесто,
скалка,
краска,
бусы, бисер
разных
размеров

10

15

минут

минут

10

15

минут минут

10

Выставка
работ

15

Соленое
минут минут
тесто, Стека,
Кисти,
Краски,
Баночка с
10
15
водой,
зубочистки минут минут

Выставка
работ

25

Зайчик
2 занятия

1. Скатайте шарик, сплющьте его
ладонью на доске, затем вытяните
в овальную форму — это
туловище. Внизу стекой
надрежьте его немного пополам.
2. Скатайте шарик для головы,
присоедините его к туловищу при
помощи зубочистки.
3. Скатайте 6 колбасок для лапок и
ушек.
4. Для щечек и носика скатайте
шарики.
5. Морковку сделайте из колбаски,
заострив один кончик.
6. Усы зайцу можно сделать как
настоящие: вставить кусочки
тонкой рыболовной лески.

Соленое
10
15
тесто, Стека,
Кисти,
минут минут
Краски,
Зубочистки,
Баночка с
водой, Леска 10
15
минут минут

Выставка
работ

Перспективный план подготовительной к школе группы
Задачи
Тема

Оборудован Количество
Формы
ие
часов
аттестации
теория практи
ка

Панно
«Краск
и
ушедш
его
лета»
2
заняти
я

Совершенствуем умение лепить из
соленого теста, развивать фантазию
детей, творчество,
эстетическое восприятие
окружающего мира.
Создавать коллективно
композицию, аккуратно
приклеивать детали, обсуждая
этапы работы.
Развивать воображение, фантазию
детей. Расписывать изделия из
теста гуашью.

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти

Анализ работ

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

Выставка
работ

Собир
аем
урожа
й.
Фрукт

Раскатывать лепешки, с помощью
стеки делать прожилки. Расширять
и углублять представление
детей об овощах и фруктах.
Развивать воображение.

Соленое
тесто,
Стека,
Кисти

26

10мин 20мин

10м
ин.

20м
ин.

Анализ
работ

ы,
Развивать самостоятельность в
овощи выборе цветовой палитры для
раскрашивания готовых поделок.
2
Воспитывать аккуратность в работе,
занятия желание договариваться между
собой.
Натюр Закрепить прием раскатывания
морт лепешки. Показать способ плетения
из двух длинных жгутов.
В
Поощрять инициативу пользоваться
корзин
стеками для нанесения рисунка на
е
готовые формы.
2
Развивать творчество. Расписывать
заняти готовые
изделия гуашью. Воспитывать
я
художественный вкус.
Именин Формировать у детей желание
ный
сделать подарок своими руками;
торт
отрабатывать умение работать с
2
тестом. Воспитывать усидчивость,
занятия упорство, стремление доводить
начатое дело до конца.
Формировать потребность в
саморазвитии: составлять
торт из нескольких
«коржей», пользоваться
готовыми шаблонами для
украшения торта.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Соленое
10мин
тесто, Стека,
Кисти

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

20мин

10мин 20мин.

Соленое тесто, 10мин 20мин
Стека, Кисти

Соленое тесто, 10мин 20мин
Воспитывать аккуратность в работе. Стека, Кисти
Расписывать
готовые изделия гуашью.
Соленое
10мин 20мин
ЛюбимПродолжать знакомить детей с
приемом лепки объёмных
тесто,
ые
Стека,
игруш поделок. Учить пользоваться
зубочистками для скрепления
Кисти,зубо
ки
деталей, соблюдать пропорции
чистки.
2
заняти при лепке любимых игрушек.
Развивать художественный вкус.
я
Развивать самостоятельность в
правильном
подборе цветовой палитры.
Воспитывать аккуратность и

Выставка
работ

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш
27

10мин 20мин

Выставка
работ

эстетичность в работе.
Карти Из соленого теста выходят
ны на замечательные картины. Делаем
стену. основу желаемой формы,
продумываем и готовим крепеж.
2
заняти Развивать опыт в творческом
поиске новых решений в создании
я
композиции.
Совершенствовать изобразительную
технику. Воспитывать эстетический
вкус, интерес к оформлению своей
работы. Воспитывать
уверенность, активность.

Соленое
тесто, Стека,
Кисти.

10мин 20мин

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Показать, как можно использовать
Декора тесто для проявления творческих
тивная способностей детей, точно
тарело передавать задуманную идею при
выполнении изделия. Развивать
чка
«Цвет творческую фантазию детей в
процессе лепки, развивать гибкость
иксемиц пальцев рук.
ветик»
(к
Дню Формировать самостоятельность
Матер при раскрашивании изделия из
соленого теста красками. Развивать
и) ,
2занят у детей эстетическое
Восприятие,чувство цвета.
ия

Соленое тесто, 10мин 20мин
Стека, Кисти

10мин 20мин

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

28

10мин 20мин

Выставка
работ

«Калач
«Познакомить детей с технологией
и из
10мин 20мин
печи» - изготовления калача. Продолжать Соленое тесто,
Изготов учить работать с тестом. Развивать Стека, Кисти
ление мелкую моторику. Воспитывать
изделий интерес к истории и традициям
культуры.
для
русской
избы.
2

заняти
я
Раскрашивание калачей
Воспитывать аккуратность при
раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое
восприятие, чувство цвета.

Снегов Закрепить особенности лепки;
ички. развивать способность выделять
особенности формы,
2
занятия деталей, пропорции.
Развивать самостоятельность в
выборе цветовой палитры для
раскрашивания готовых поделок.
Воспитывать аккуратность в работе,
желание договариваться между
собой. Развивать воображение.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Соленое тесто, 10мин 20мин
Стека, Кисти

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

“Печат Закрепить умение детей работать со Соленое тесто, 10мин 20мин
ание стекой при изготовлении основной Стека, Кисти,
детали по шаблону.
Шаблон.
домик
ов”
29

Выставка
работ

2
заняти Развивать творческие способности
фантазию в процессе украшения
я
домика дополнительными деталями

10мин 20мин

из теста.

«Дед Создавать условия для творческой Соленое тесто, 10мин 20мин
Стека, Кисти,
Мороз самостоятельности, используя
спешит знакомые приѐмы лепки - вырезание Трафарет.
по трафарету, скатывание. Показать,
на
праздни как с помощью чесночницы можно
выдавить тесто для волос и бороды.
к».
Создать радостное настроение у
детей.
2
занятия
Краски,
10мин
Раскрашивание «Дед Мороз спешит Баночка с
на праздник» Раскрашивать готовое водой,
изделие из солѐного теста.
Карандаш
Соленое тесто, 10мин
Елочны Елочные украшения. 1 занятие
Стека, Кисти,
е
Создать условия для творческой
Шаблоны.
украше самостоятельности. Поощрять
ния.
желание делать поделку,
пользуясь готовыми шаблонами,
2
занятия самостоятельно придумывать дизайн.
Краски,
10мин
Раскрашивать изделия после
Баночка с
просушки. Развитие творческой
инициативы в смешивании красок, водой,
Карандаш
для получения нужного оттенка.
Развивать связную речь при
составлении рассказов о ёлке. При
украшении ёлки использовать
разные дополнительные материалы.
Соленое
10мин
Угоще Развивать умение плести косичку
тесто,
ние к из теста; закрепить навык наносить
Стека,
Рожде узор с помощью стеки,
Кисти.
ству. 2 Развивать воображение,
заняти согласованность в работе глаза и
руки.
е

Раскрашивать изделие с помощью
гуашевых красок.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

30

20мин

20мин

20мин

20мин

10мин 20мин

Выставка
работ

Соленое тесто,
20мин
"Рожде
ственск Развивать умение плести косичку из Стека, Кисти. 10мин
теста; закрепить навык наносить
ая
узор с помощью стеки, Развивать
свеча" воображение, согласованность в
работе глаза и руки.
2
заняти
Краски,
10мин 20мин
я
Раскрашивание рождественской
Баночка с
свечи Развивать самостоятельность в водой,
правильном подборе цветовой
Карандаш
палитры. Воспитывать аккуратность
и эстетичность в работе. Закрепить
прием раскатывания лепешки.

Соленое тесто, 10мин 20мин
"ПодсвЗакрепить прием раскатывания
лепешки.
Показать
способ
плетения
Стека, Кисти.
ечник"
из двух длинных жгутов. Поощрять
2
инициативу пользоваться стеками
заняти для нанесения рисунка на готовые
формы.
я
Раскрашивание подсвечника.
Развивать самостоятельность в
выборе цветовой палитры для
раскрашивания готовых поделок.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Соленое тесто, 10мин 20мин
"Ой Показать способ приготовления
цветного
теста.
Учить
делать
свою
Стека, Кисти.
блины,
поделку красивой и аккуратной,
блины,украшая блин Учить детей создавать
ой
из него простейшую форму – шар, а
блино так же видоизменять форму,
чки преобразовывая в иные формы
(сплющивание), создавая при этом
мои".Д
выразительный образ - цветка.
екорат Развивать мелкую моторику рук,
ивная мышление, внимания, память, речь
тарело детей. Воспитывать интерес к своей
деятельности.
чка
"Цвето
Краски,баночк 10мин 20мин
чек". Продолжать учить раскрашивать
ис
изделие,подбирать краски.
водой,кисти.
2
занятия

31

Выставка
работ

Выставка
работ

Зайчш
китруси
шки
2
занятия

Закрепить особенности лепки;
Соленое тесто, 10мин
развивать
Стека, Кисти.
способность выделять
особенности формы, деталей,
пропорции.
Развивать самостоятельность в
Краски,
10мин
выборе цветовой палитры для
Баночка с
раскрашивания готовых поделок. водой,
Воспитывать аккуратность в
Каранда
работе, желание
ш
договариваться между собой.
Развивать воображение.
Соленое
10мин
Зимня Закрепить особенности лепки.
тесто,
Стека,
Развивать стремление
я
Кисти.
картин соблюдать последовательность
соединения деталей, разные
а2заня
приемы лепки. Формировать
тия
представления об основах
техники
Безопасности.
Развивать воображение, чувство
Краски,
10мин
цвета, формы и
Баночка с
композиции. Воспитывать самостоя- водой,
тельность в художественном
Карандаш
подборе красок.

Подаро
к папе.
2
занятия

Воспитывать желание лепить
красивые предметы в подарок
близким людям. Показать
возможность моделирования
формы изделия на основе готовой
формы. Воспитывать любовь и
заботливое отношение к членам
своей семьи.
Совершенствовать
технику
рисования гуашевыми красками –
рисовать кончиком кисти на
объёмной форме, поворачивая и
рассматривая ее со всех
сторон.
Конфе Продолжать формировать
тница желание делать красивые
предметы в подарок близким
для
людям. Познакомить с новыми
мамы.
приемами лепки.
2
Воспитывать стремление четко
заняти соблюдать необходимую
я
последовательность действий;

20мин

20мин

20мин

20мин

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти.

32

Совершенствовать
технику
рисования гуашевыми красками –
рисовать кончиком кисти на
объёмной форме, поворачивая и
рассматривая ее со всех
сторон.
Голуба Продолжать знакомить детей с
я гжель. гжельской росписью, как видом
2
народного декоративно –
занятия прикладного искусства,
имеющим свою
образную выразительность.
Воспитывать интерес к народному
искусству.
Оформлять изделие по мотивам
гжельской росписи. Освоение
узора в зависимости от формы
Изделия.

«Фили
монов
ская
игруш
ка –
свисту
лька»,
2
заняти
я

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Выставка
работ

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Продолжать учить создавать
Соленое тесто, 10мин 20мин
объемные фигуры из соленого
Стека, Кисти.
теста. Закреплять приемы лепки из
целого куска. Формировать
представления о народных
промыслах. Развивать творческие
способности.
Раскрашивать изделие с помощью
гуашевых
красок. Воспитывать аккуратность в
работе,

Цветы. Выполнять поделку определенной
формы,
2
занятия последовательное соединение
деталей,
использовать мелкие налепы.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти.

Краски,
Раскрашивать изделие с помощью Баночка с
гуашевых
водой,
красок. Воспитывать аккуратность в Карандаш
работе.

33

10мин 20мин

Выставка
работ

«Дымко
вская
игрушк
а»,
2
занятия

Продолжать учить создавать
объемные фигуры из соленого
теста. Закреплять приемы лепки из
целого куска. Формировать
представления о народных
промыслах. Развивать творческие
способности.
Раскрашивание поделки Учить
раскрашивать изделие из соленого
теста красками. Закреплять знания
о дымковской игрушке и учить
передавать еѐ характерные черты
при росписи своих работ.

«Матрѐ
шки –
мои
подруж
ки»,
2
занятия

"Утка с
утятами
плывут
по
озеру",
Коллек
тивная
работа.
2
занятия

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Соленое
10мин 20мин
Закреплять приемы лепки из целого тесто, Стека,
куска, продолжать развивать
Кисти.
творчество. Развивать. Развивать
чувство формы, пропорций.
Воспитывать аккуратность.
Краски,
10мин 20мин
Баночка с
Учить раскрашивать изделие из
водой,
соленого теста красками. Учить
Карандаш
расписывать матрѐшек.

Продолжать учить детей лепить
предмет, состоящий из нескольких
частей, придавая некоторые
характерные особенности
(вытянутый клюв, хвостик).
Развивать интерес к
изобразительной деятельности;
продуктивную деятельность через
лепку; эстетическое восприятие.
Воспитывать аккуратность при
раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое
восприятие,чувство цвета.

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

34

10мин 20мин

Выставка
работ

«
Подков
а на
счастье
»,
2
занятия

Соленое
10мин 20мин
Учить раскатывать жгутики,
тесто, Стека,
сгибать, придавать форму подковы. Кисти.
Закрепить умение , из отдельных
частей, лепить розу, или другие
цветы. Развивать мелкую моторику
рук, фантазию в декорировании
изделия.
Краски,
Раскрашивание красками подковы, Баночка с
цветов. Продолжать учить детей
водой,
расписывать задуманную идею при Карандаш
раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в
процессе работы.

"В
далѐко Освоение техники рельефной
лепки, передача пластики,
м
космосе движения и колорита космических
объектов, звезд, планет. Развивать
".
мелкую моторику, творческое
2
занятия воображение, связную речь при
составлении рассказа о своей
поделке.

10мин 20мин

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти

10мин 20мин
Развивать самостоятельность при
раскрашивании изделия, выборе
материала для раскрашивания.
Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы. Видеть
конечный результат задуманной
работы.

«
Сердеч
ко с
птичка
ми».
2
занятия

Учить раскатывать тесто скалкой,
вырезать сердечко по шаблону,
обрабатывать края кистью
смоченной водой. Лепить птичек,
используя приемы оттягивания,
сплющевания, передавая
пропорции, характерные
особенности. Воспитывать интерес

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

Соленое
10ми 20мин
тесто, Стека, н
Кисти.

35

Выставка
работ

к творчеству.

Краски,
Раскрашивание сердечка с
Баночка с
птичками. Продолжать учить ловко водой,
действовать кистью, развивать
Карандаш
мелкую моторику рук, эстетическое
восприятие.
«Сказо
чная
птица»,
2
занятия

10мин 20мин

Выставка
работ

Соленое
10мин 20мин
Развивать у детей замысел,
тесто, Стека,
самостоятельно выбирать элементы Кисти.
росписи и цветовую гамму.
Совершенствовать умение
составлять узор из штрихов,
овалов, точек, каемочки,
перекрещивающимися линиями и
т.д. и украшать им вылепленное
изделие.
Раскрашивание сказочной птицы.
Продолжать творческое
воображение, эстетическое
восприятие.

Клумба.
2заняти Показать способ приготовления
цветного теста,
я
смешивания разного по цвету теста
и получения совсем нового оттенка.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

10мин 20мин

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти.

10мин 20мин
Развивать самостоятельность при
составлении объёмной
композиции. Развивать
комбинаторские способности.
Воспитывать эстетический вкус.
36

Выставка
работ

Жираф
ик
2
занятия

10мин 20мин

Закрепить последовательность
лепки. Соблюдать пропорции и
выделять особенности формы,
деталей.

Соленое
тесто, Стека,
Кисти.

Развивать творчество.
Расписывать готовые изделия
гуашью.
Воспитывать художественный вкус.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

Морски
е рыбки Продолжать освоение рельефной
лепки: создавать
.2
занятия уплощенные фигурки рыбок,
прикреплять к основе, украшать
налепами.

Развивать воображение, чувство
цвета, формы и
композиции. Воспитывать
самостоятельность в
художественном поиске цветовой
палитры

10мин 20мин

Соленое
10мин 20мин
тесто, Стека,
Кисти.

Краски,
Баночка с
водой,
Карандаш

37

10 мин 20мин

Выставка
работ

Учебный план

№
п/п

Наименование
программы

1

Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности
«Тестопластика»

Средний дошкольный
Старший дошкольный возраст
возраст (с 4 до 5 лет)
(с 5 до 7 лет)
Количество занятий
неделя
месяц
год
неделя
месяц
год
64
2
8
64
2
8

Календарный учебный график
Календарный учебный график – является локальным нормативным
документом, регламентирующим общие требования к организации
образовательного процесса в учебном году в МБДОУ – детского сада
компенсирующего вида № 253 города Екатеринбурга, разработанным в
соответствии:
 ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от
17.10.2013
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», а также
нормативными документами:
 Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021
года №2).
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года
№28).
 Устав МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 253.

38

Содержание

Возрастная группа
Старшая группа (5-6 Подготовительная к школе
лет)
группа (6 -7 лет)

Количество
1
возрастных групп в
каждой параллели

1

Сроки
начала 03 октября 2022 г.
образовательной
деятельности

03 октября 2022 г.

Выходные
и 3,4,10,11,17,18,24,25 сентября;
праздничные дни
1,2,8,9,15,16,22,23,29,30 октября;
4,5,6,12,13,19,20,26,27 ноября;
3,4,10,11,17,18,24,25,31 декабря;
1,2,3,4,5,6,7,8, 14,15,21,22,28,29 января:
4,5,11,12,18,19,23,24,25,26 февраля;
4,5,8,11,12,18,19,25,26 марта
1,2,8,9,15,16,22,23,29,30 апреля;
1,6,7,8,9,13,14,20,21,27,28 мая

Сроки
окончания 31 мая 2023 года
образовательной
деятельности

31 мая 2023 года

Продолжительность 36 недель
учебного года

36 недель

Продолжительность 5 дней
учебной недели

5 дней

Продолжительность 25 минут
занятия

30 минут

Количество занятий 2
в неделю

2

Продолжительность 10 минут
перерыва
между
занятиями

10 минут

39

25 минут

30 минут

Объем недельной 50 минут
образовательной
нагрузки

60 минут

Объем
образовательной
нагрузки в день во
второй
половине
дня

Формы подведения итогов реализации программы: Подведение итогов
осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, выставки работ в
ДОУ, участие в конкурсах различного уровня.

Ожидаемые результаты реализации программы
В качестве результатов реализации Программы выделяются следующие:
На этапе завершения дошкольного возраста дети
Знают:
1. Историю возникновения традиции изготавливать предметы из
соленого теста;
2. Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями.
Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание,
присоединение, прижимание;
3. Инструменты и приспособления для лепки;
4. Правила техники безопасности при работе с инструментами и
красками;
5. Правила оборудования рабочего места;
6. Правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из
соленого теста;
7. Понятие теплого и холодного цвета.
40

Умеют:
1. Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
2. Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
3. Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики,
колбаски;
4. Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении
законченной работы;
5. Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми
при изготовлении изделий из соленого теста;
6. Соблюдать технику безопасности;
7. Оценивать свою работу и работы своих товарищей;
8. Работать в коллективе.

Предполагаемый результат
средний дошкольный возраст
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
расплющивание;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
лепка из нескольких частей;
пропорции;
оттягивание части от основной формы;
сглаживание поверхности формы;
присоединение части;
прижимание;
примазывание;
вдавливание для получения полой
формы;
использование стеки.

старший дошкольный возраст
лепка с натуры;
лепка по представлению;
лепка из целого куска;
сглаживание поверхности формы;
устойчивость изделия;
выразительность образа;
динамика движения;
лепка из нескольких частей;
пропорции;
роспись;
налепы;
углубленный рельеф;
использование стеки.

Материально-техническое обеспечение
С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для
организации занятий и игровой деятельности детей:
Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной
деятельности на каждого ребенка:
доска - это рабочее место;
41

материал - солёное тесто;
скалка для раскатывания теста ровным слоем;
стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые
полосы, например, прожилки на листиках;
штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с
песком, шаблоны удобны для вырезания теста;
кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как
клей склеивает бумагу),а также разглаживает неровности на поверхности;
стаканчик для воды;
краски (акварельные, гуашь или акриловые, чтобы раскрасить высушенные
работы;
салфетки бумажные, тканевые;
бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков,
плавничков);
влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
Наглядный материал:
иллюстрации,
народные игрушки,
образцы изделий.
Формы подведения итогов реализации программы
Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в
росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика.
Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за
практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи
изделий. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых
определены соответствующие критерии и показатели по каждой возрастной
группе. Карты наблюдения заполняются в начале и в конце каждого года
реализации программы.
Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3
балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 –
достаточному и 1 – низкому.
Помимо
этого,
осуществляется
наблюдение
за
процессом
художественно-творческой деятельности ребенка, заполнение Карты
наблюдения (в начале и в конце каждого года реализации программы).
Цель мониторинга: определить уровень развития воспитанников в
овладении приёмами лепки из солёного теста.
Условные обозначения:
V –результат проявляется не всегда;
+ - результат проявляется всегда;
– - результат не проявляется.
Мониторинг развития детей 4-5 лет
42

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

43

Творческий подход

Использует знания
регионального компонента
программы

Использует шаблоны

Использует форму

Создаёт поделку их 3 частей

примазывает

Приплющивает

Создаёт образ игрушки

Фамилия имя
ребёнка

Творческий подход

Создаёт рельеф

Работает с природным
материалом

Работает с бисером

Работает кондитерской
формой

Создаёт фигуры из 2- 3
частей

Фамилия имя
ребёнка

Использует воду при
лепке

№
п/п

Работает стекой

Мониторинг развития детей 5-7 лет

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Уровни освоения программы:
Высокий уровень (творческое) – ищет решение самостоятельно, стремится к
выразительности образов, создает удачную композицию, передавая
особенности формы, пропорций, динамику.
Средний уровень (по образцу) – обследует образец, сравнивает свою работу с
образом, доводит работу до конца, работа вызывает удовлетворение.
Низкий уровень (на уровне восприятия) – не самостоятелен в процессе
работы, не доводит работу до конца. Не соблюдает пропорции, создает не
удачные композиции.

44

Список литературы
1.Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом
«Цветной мир» Москва 2014г.
2.Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.Москва 2014г.
3.Лычагина И.А. Лепка из солёного теста 4-5 лет - МозаикаСинтез, 2017г.
4.Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г.
5. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
6. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
7. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с.
8. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.
9. Русские народные сказки / Сост. Е. Г. Коненкин. – М.: Лабиринт, 2010.
10.Узорова, О.В., Нефёдова, Е. А. Загадки для развития речи, внимания, памяти
и абстрактного мышления. – М.: Астрель, 2008.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».